К основным видам структур предприятия относятся:
Организационная структура предприятия - это состав специализированных подразделений предприятия, функционирующих во взаимосвязи, обеспечивающих его нормальную работу и достижение целей организационного развития.
В рамках организационной структуры предприятия выделяют две её составляющие:
Структура управления - определяется составом взаимосвязанных должностей и специализированных органов управления предприятием.
Структура управления формально закрепляется уставом предприятия и документально оформляется специальными положениями о подразделениях, отделах и службах, должностными инструкциями для всех уровней управления.
Структуры управления могут быть двух видов – высокие иерархические и низкие горизонтальные.
Высокие иерархические структуры управления предполагают наличие большого числа уровней управленческой иерархии, относительно узкую зону ответственности каждого руководителя. Основное конкурентное преимущество – экономия всех видов производственных издержек.
Низкие горизонтальные структуры управления – предполагают минимальное количество уровней управленческой иерархии, относительно широкую зону ответственности каждого руководителя. Основное конкурентное преимущество – экономия на упущенной выгоде предприятия.
Различают следующие основные типы структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- проектная;
- дивизиональная;
- матричная и некоторые другие.
Линейная структура управления – представляет собой иерархическую структуру с однозначными сильными вертикальными связями и слаборазвитыми горизонтальными связями между подразделениями (рис. 9.1).
Достоинства линейной структуры управления сводятся к ниже следующему:
- Четкое разграничение ответственности и компетенций;
- Простой контроль;
- Быстрые и экономичные формы принятия решений;
- Простые иерархические (вертикальные) коммуникации;
- Персонифицированная ответственность
- Четкое исполнение принципа единоначалия.
Недостатки линейной структуры управления:
- Высокие профессиональные требования к руководителям;
- Сложные коммуникации между исполнителями;
- Низкий уровень специализации руководителей;
- Выраженный авторитарный стиль руководства;
- Перегрузка руководящего состава работой.
Функциональная структура управления организацией представляет собой структуру, в которой каждый исполнитель подчиняется руководителю-специалисту, имеющему право отдавать ему прямые распоряжения в пределах своей профессиональной компетенции (рис.9.2).
Достоинства функциональной структуры управления:
- Высокий профессиональный уровень руководителей;
- Быстрые коммуникации;
- Разгрузка высшего руководства;
- Точные и высокопрофессиональные управленческие решения.
Недостатки функциональной структуры управления сводятся к ниже следующему:
- Отход от принципа единоначалия;
- Сложность подготовки и согласования решений;
- Дублирование распоряжений и коммуникаций;
- Отсутствие ответственного за конечный результат деятельности;
- Сложность осуществления контроля.
Линейно-функциональная структура управления является симбиозом линейной и функциональных структур предприятия и призвана сохранить достоинства и освободиться от недостатков обеих из них(рис.9.3).
Достоинства линейно-функциональной структуры управления организацией:
- Баланс функционального и линейного руководства;
- Улучшение горизонтальной коммуникации;
- Разгрузка высшего руководства;
- Точные и высокопрофессиональные управленческие решения.
Недостатки линейно-функциональной структуры управления организацией:
- Увеличение штатов за счет штабных работников;
- Опасность конфликтов между линейными и штабными руководителями;
- Усложнение вертикальной коммуникации;
- Снижение четкости в принятии решений.
- Усложнение осуществления контроля.
Проектная структура управления – представляет собой линейно-функциональный тип структур, содержащий блок целевого управления реализацией конкретного, актуального для предприятия проекта (рис.9.4).
Область применения и специфические задачи использования проектных структур могут быть определены следующим образом:
1. При создании нового предприятия, филиала, «дочки»…
2. Освоение нового инновационного продукта;
3. Проведение масштабных НИОКР;
4. Решение конкретной задачи;
5. Специфические требования к подбору руководителей проектов;
6. Обеспечение единой инвестиционной политики;
7. Создание специфических мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию и т.п.
Достоинства проектной структуры управления организацией:
- Гибкость и адаптивность структуры;
- Снижение риска ошибочных решений;
- Высокий профессионализм участников проекта;
- Кадровая автономия проектной группы;
- Целевое руководство проектом на основе единоначалия.
Недостатки проектной структуры управления организацией:
- Сложные механизмы координации;
- Опасность конфликтов из-за двойного подчинения;
- Сложность контроля работ по проекту;
- Сложность осуществления единой инвестиционной политики;
- Необходимость дифференцированного контроля по функциональным областям деятельности.
Дивизиональная структура управления организацией – представляет собой множественную структуру, когда структуры управления отдельными специализированными подразделениями организации (дивизионами), имеющими, как правило, линейно-функциональную структуру, дублируются (рис.9.5).
Область применения и специфические задачи использования дивизиональных структур могут быть определены следующим образом:
- Многопродуктовые предприятия;
- Предприятия размещенные в разных географических регионах;
- Предприятия работающие в разных рыночных нишах, с разными целевыми группами потребителей;
- Тщательный подбор руководителей дивизионов;
- Единая инновационная политика во всех дивизионах;
- Предотвращение внутренней конкуренции между дивизионами;
- Обеспечение единой интегрированного плана развития организации в целом, исключение сепаратизма;
- Приоритет линейного руководства над функциональным и т.п.
Достоинства дивизиональной структуры управления организацией:
- Четкое разграничение ответственности;
- Высокая адаптивность системы;
- Высокая самостоятельность дивизионов;
- Снижение нагрузки на высшее руководство организации;
- Простые коммуникации;
- Кадровая автономия, высокая мотивация.
Недостатки дивизиональной структуры управления организацией:
- Сложные механизмы координации на уровне компании;
- Высокая потребность в руководящих кадрах;
- Рост затрат на управление из-за дублирования функций;
- Сложность реализации единой политики;
- Разобщенность персонала;
- Слабый синергетический эффект.
Матричная структура управления организацией – считается высшим достижением ХХ века в области менеджмента и представляет собой симбиоз линейно-функциональной и проектной структур с целью резкого усиления горизонтальных связей при сохранении положительных качеств сильной властной вертикали (рис. 9.6).
Область применения и специфические задачи использования матричных структур управления могут быть определены следующим образом:
- Многопрофильные предприятия со значительным объемом НИОКР;
- Союзы и альянсы предприятий с централизованной инфраструктурой;
- Предприятия холдингового типа;
- Необходимость обеспечения единой инновационной политики;
- Выделение состава функциональных служб и подразделений;
- Обеспечение координации управления проектами;
- Разработка специальных мотивационных механизмов, направленных на внутрифирменную кооперацию.
Достоинства матричных структур:
- Четкое определение ответственности за конечный результат проекта;
- Высокая гибкость и адаптивность структуры;
- Относительная самостоятельность функциональных подразделений;
- Высокий профессионализм руководителей функциональных подразделений;
Недостатки матричных структур:
- Отход от принципа единоначалия;
- Высокая конфликтность структуры;
- Высокие требования к линейным и функциональным руководителям;
- Высокие требования к коммуникациям;
- Сложность согласования при принятии управленческих решений;
- Необходимость и опасность компромисности решений.
Организационные структуры управления предприятием должны строиться с соблюдением определенных правил (принципов). Приведем некоторые из основных принципов построения:
1. Согласованность – обеспечение максимально возможной согласованности целей фирмы и интересов субординированных органов управления.
2. Централизация, дифференциация – предусматривает специализацию органов управления на выполнении определенных функций (дифференциация), централизация принятия и выполнения решения важнейших проблем.
3. Иерархия – предусматривает разделение решений стратегического и оперативного характера по соответствующим уровням управленческой иерархии. Все указания сверху вниз должны проходить в порядке подчиненности. Отчеты об исполнении - в соответствии с управленческой субординацией снизу вверх.
4. Рациональное сочетание вертикальных и горизонтальных связей – вертикальные связи определяют ответственного, ускоряют процессы управления, горизонтальные связи координируют действия исполнителей, ускоряют поиск приемлемого решения проблемы.
5. Единоначалие в управлении – подчинение каждого исполнителя только одному руководителю, что обеспечивает рациональную схему ответственности и делегирования в системе управления.
6. Соединение прав и ответственности – предоставление руководителю полномочий на принятие управленческих решений в рамках его компетенции с одновременной ответственностью за их исполнение и получение положительных результатов.
7. Соблюдение норм управляемости – число подчиненных, которым может эффективно управлять руководитель, ограничено.