double arrow

Виды и типы организационных структур предприятием

К основным видам структур предприятия относятся:

- Производственная структура;

- Структура управления;

- Организационная структура.

Организационная структура предприятия - это состав специализированных подразделений предприятия, функционирующих во взаимосвязи, обеспечивающих его нормальную работу и достижение целей организационного развития.

В рамках организационной структуры предприятия выделяют две её составляющие:

- Структура управления;

- Структура производства.

Структура управления - определяется составом взаимосвязанных должностей и специализированных органов управления предприятием.

Структура управления формально закрепляется уставом предприятия и документально оформляется специальными положениями о подразделениях, отделах и службах, должностными инструкциями для всех уровней управления.

Структуры управления могут быть двух видов – высокие иерархические и низкие горизонтальные.

Высокие иерархические структуры управления предполагают наличие большого числа уровней управленческой иерархии, относительно узкую зону ответственности каждого руководителя. Основное конкурентное преимущество – экономия всех видов производственных издержек.

Низкие горизонтальные структуры управления – предполагают минимальное количество уровней управленческой иерархии, относительно широкую зону ответственности каждого руководителя. Основное конкурентное преимущество – экономия на упущенной выгоде предприятия.

Различают следующие основные типы структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- проектная;

- дивизиональная;

- матричная и некоторые другие.

Линейная структура управления – представляет собой иерархическую структуру с однозначными сильными вертикальными связями и слаборазвитыми горизонтальными связями между подразделениями (рис. 9.1).

Достоинства линейной структуры управления сводятся к ниже следующему:

- Четкое разграничение ответственности и компетенций;

- Простой контроль;

- Быстрые и экономичные формы принятия решений;

- Простые иерархические (вертикальные) коммуникации;

- Персонифицированная ответственность

- Четкое исполнение принципа единоначалия.

Недостатки линейной структуры управления:

- Высокие профессиональные требования к руководителям;

- Сложные коммуникации между исполнителями;

- Низкий уровень специализации руководителей;

- Выраженный авторитарный стиль руководства;

- Перегрузка руководящего состава работой.

 
 

Функциональная структура управления организацией представляет собой структуру, в которой каждый исполнитель подчиняется руководителю-специалисту, имеющему право отдавать ему прямые распоряжения в пределах своей профессиональной компетенции (рис.9.2).

Достоинства функциональной структуры управления:

- Высокий профессиональный уровень руководителей;

- Быстрые коммуникации;

- Разгрузка высшего руководства;

- Точные и высокопрофессиональные управленческие решения.

Недостатки функциональной структуры управления сводятся к ниже следующему:

- Отход от принципа единоначалия;

- Сложность подготовки и согласования решений;

- Дублирование распоряжений и коммуникаций;

- Отсутствие ответственного за конечный результат деятельности;

- Сложность осуществления контроля.

Линейно-функциональная структура управления является симбиозом линейной и функциональных структур предприятия и призвана сохранить достоинства и освободиться от недостатков обеих из них(рис.9.3).

 
 

Достоинства линейно-функциональной структуры управления организацией:

- Баланс функционального и линейного руководства;

- Улучшение горизонтальной коммуникации;

- Разгрузка высшего руководства;

- Точные и высокопрофессиональные управленческие решения.

Недостатки линейно-функциональной структуры управления организацией:

- Увеличение штатов за счет штабных работников;

- Опасность конфликтов между линейными и штабными руководителями;

- Усложнение вертикальной коммуникации;

- Снижение четкости в принятии решений.

- Усложнение осуществления контроля.

Проектная структура управления – представляет собой линейно-функциональный тип структур, содержащий блок целевого управления реализацией конкретного, актуального для предприятия проекта (рис.9.4).

Область применения и специфические задачи использования проектных структур могут быть определены следующим образом:

1. При создании нового предприятия, филиала, «дочки»…

2. Освоение нового инновационного продукта;

3. Проведение масштабных НИОКР;

4. Решение конкретной задачи;

5. Специфические требования к подбору руководителей проектов;

6. Обеспечение единой инвестиционной политики;

7. Создание специфических мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию и т.п.

 
 

Достоинства проектной структуры управления организацией:

- Гибкость и адаптивность структуры;

- Снижение риска ошибочных решений;

- Высокий профессионализм участников проекта;

- Кадровая автономия проектной группы;

- Целевое руководство проектом на основе единоначалия.

Недостатки проектной структуры управления организацией:

- Сложные механизмы координации;

- Опасность конфликтов из-за двойного подчинения;

- Сложность контроля работ по проекту;

- Сложность осуществления единой инвестиционной политики;

- Необходимость дифференцированного контроля по функциональным областям деятельности.

Дивизиональная структура управления организацией – представляет собой множественную структуру, когда структуры управления отдельными специализированными подразделениями организации (дивизионами), имеющими, как правило, линейно-функциональную структуру, дублируются (рис.9.5).

Область применения и специфические задачи использования дивизиональных структур могут быть определены следующим образом:

- Многопродуктовые предприятия;

- Предприятия размещенные в разных географических регионах;

- Предприятия работающие в разных рыночных нишах, с разными целевыми группами потребителей;

- Тщательный подбор руководителей дивизионов;

- Единая инновационная политика во всех дивизионах;

- Предотвращение внутренней конкуренции между дивизионами;

- Обеспечение единой интегрированного плана развития организации в целом, исключение сепаратизма;

- Приоритет линейного руководства над функциональным и т.п.

 
 

Достоинства дивизиональной структуры управления организацией:

- Четкое разграничение ответственности;

- Высокая адаптивность системы;

- Высокая самостоятельность дивизионов;

- Снижение нагрузки на высшее руководство организации;

- Простые коммуникации;

- Кадровая автономия, высокая мотивация.

Недостатки дивизиональной структуры управления организацией:

- Сложные механизмы координации на уровне компании;

- Высокая потребность в руководящих кадрах;

- Рост затрат на управление из-за дублирования функций;

- Сложность реализации единой политики;

- Разобщенность персонала;

- Слабый синергетический эффект.

Матричная структура управления организацией – считается высшим достижением ХХ века в области менеджмента и представляет собой симбиоз линейно-функциональной и проектной структур с целью резкого усиления горизонтальных связей при сохранении положительных качеств сильной властной вертикали (рис. 9.6).

Область применения и специфические задачи использования матричных структур управления могут быть определены следующим образом:

- Многопрофильные предприятия со значительным объемом НИОКР;

- Союзы и альянсы предприятий с централизованной инфраструктурой;

- Предприятия холдингового типа;

- Необходимость обеспечения единой инновационной политики;

- Выделение состава функциональных служб и подразделений;

- Обеспечение координации управления проектами;

- Разработка специальных мотивационных механизмов, направленных на внутрифирменную кооперацию.

Достоинства матричных структур:

- Четкое определение ответственности за конечный результат проекта;

- Высокая гибкость и адаптивность структуры;

- Относительная самостоятельность функциональных подразделений;

- Высокий профессионализм руководителей функциональных подразделений;

Недостатки матричных структур:

- Отход от принципа единоначалия;

- Высокая конфликтность структуры;

- Высокие требования к линейным и функциональным руководителям;

- Высокие требования к коммуникациям;

- Сложность согласования при принятии управленческих решений;

- Необходимость и опасность компромисности решений.

Организационные структуры управления предприятием должны строиться с соблюдением определенных правил (принципов). Приведем некоторые из основных принципов построения:

1. Согласованность – обеспечение максимально возможной согласованности целей фирмы и интересов субординированных органов управления.

2. Централизация, дифференциация – предусматривает специализацию органов управления на выполнении определенных функций (дифференциация), централизация принятия и выполнения решения важнейших проблем.

3. Иерархия – предусматривает разделение решений стратегического и оперативного характера по соответствующим уровням управленческой иерархии. Все указания сверху вниз должны проходить в порядке подчиненности. Отчеты об исполнении - в соответствии с управленческой субординацией снизу вверх.

4. Рациональное сочетание вертикальных и горизонтальных связей – вертикальные связи определяют ответственного, ускоряют процессы управления, горизонтальные связи координируют действия исполнителей, ускоряют поиск приемлемого решения проблемы.

5. Единоначалие в управлении – подчинение каждого исполнителя только одному руководителю, что обеспечивает рациональную схему ответственности и делегирования в системе управления.

6. Соединение прав и ответственности – предоставление руководителю полномочий на принятие управленческих решений в рамках его компетенции с одновременной ответственностью за их исполнение и получение положительных результатов.

7. Соблюдение норм управляемости – число подчиненных, которым может эффективно управлять руководитель, ограничено.


Сейчас читают про: