Заключение. Мы рассмотрели важнейшие социально-психологические проблемы, имеющие непосредственное отношение к практи­ке общения с детьми и школьниками различных

Мы рассмотрели важнейшие социально-психологические проблемы, имеющие непосредственное отношение к практи­ке общения с детьми и школьниками различных возрастов. Социально-психологические знания, навыки социально-психо­логического анализа ситуации имеют колоссальное значение для педагога или школьного психолога. С одной стороны, они помогают взрослому лучше понять себя, свой внутренний мир, осознать социально-психологические аспекты своего «Я»: социальные установки, стереотипы, стратегии поведения и взаимодействия, стиль общения, умение эффективно слу­шать и адекватно понимать других людей. С другой стороны, они позволяют лучше понять детей, создать такую ситуа­цию общения с ним, которая наиболее плодотворно отража­лась бы на их внутреннем психическом состоянии, давала бы детям чувство социальной защищенности, способствовала их творческому развитию. Неоценимую помощь могут оказать педагогу и знания по психологии малой группы, так как выше уже говорилось о том, что человеческая жизнь проте­кает внутри различных социальных групп, членом которой является конкретный индивид. Группа сверстников играет огромную роль в жизни ребенка, подростка, юноши. Груп­па — источник формирующихся у него ценностей, его зер­кало предпочитаемый мир его общения. Знание группы, уме­ние всесторонне анализировать ее, представление о способах взаимодействия с группой детей — важнейшая составная часть профессионализма педагога.

Несомненно, в рамках данного пособия большинство про­блем обсуждалось в теоретическом, общенаучном ключе, хо­тя примеры имели прикладное психолого-педагогическое со­держание. У нас не было возможности подробно остановить­ся на практических аспектах социально-психологической деятельности педагога и школьного психолога: методах школь­ной социально-психологической диагностики, коррекционных и обучающих технологиях. Несомненный интерес представляет посредническая деятельность при разрешении конфликтов, которую может осуществлять педагог-психолог в школе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи социальной психологии…………………………………3

РАЗДЕЛ I. Социально-психологический анализ общения………………………………..7

Глава 1. Общая характеристика человеческого общения…………………………………7

§ 1. Общение и его функции………………………………………………………………...7

§ 2. Виды межличностного общения………………………………………………………11

Глава 2. Характеристика коммуникативной стороны общения………………………….17

§ 1. Обратная связь в межличностном общении…………………………………………..18

§ 2. Понятие коммуникативного барьера ………………………………………………….19

§ 3. Воздействие в процессе коммуникации……………………………………………….23

§ 4. Уровни обмена информацией в процессе общения…………………………………..26

Глава 3. Характеристика перцептивной стороны общения………………………………30

§ 1. Понятие социальной перцепции……………………………………………………….30

§ 2. Механизмы социальной перцепции…………………………………………………...34

§ 3. Типовые схемы формирования первого впечатления………………………………..38

§ 4. Понятие социального стереотипа……………………………………………………...39

Глина 4. Характеристика интерактивной стороны общения……………………………..42

§ 1. Характеристика стратегий межличностного взаимодействия………………………43

§ 2. Структура межличностного взаимодействия…………………………………………45

§ 3. Социально психологическая характеристика конфликта……………………………47

РАЗДЕЛ II. Социальная психология группы……………………………………………...56

Глина 1. Малая группа и ее структурная организация……………………………………56

§ 1. Понятие группы и ее основные характеристики……………………………………...56

§ 2. Социометрическая структура малой группы………………………………………….58

§ 3. Коммуникативная структура малой группы…………………………………………..63

§ 4. Структура социальной власти в малой группе………………………………………...65

§ 5. Руководство в педагогическом процессе………………………………………………72

Глава 2. Характеристика групповых процессов……………………………………………76

§ 1. Процесс группового давления…………………………………………………………..76

§ 2. Межличностные отношения в группе………………………………………………….79

§ 3. Характеристика внутригруппового межличностного

конфликта……………………………………………………………………………………..80

§ 4. Развитие малой группы………………………………………………………………….85

§ 5. Групповое сплочение и определяющие его факторы………………………………….86

§ 3. Характеристика процесса принятия группового решения…………………………...91

§ 1. Групповое интервью……………………………………………………………………..92

§ 2. Понятие мозговой атаки…………………………………………………………………93

§ 3. Характеристика процесса групповой дискуссии………………………………………94

§ 4. Эффективность группового обсуждения………………………………………………101

Вопросы к заданию…………………………………………………………………………..103

Заключение……………………………………………………………………………………105


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: