Виктор Витенский 11 страница

Демиург — подобие Единородного. Под влиянием Ахамот он, сам того не осознавая, творит все по идеям плиромы. Он творит человека из психического и земного элементов, а Ахамот вдыхает в него искру духовного начала. С течением мировой истории все яснее выделяются три рода людей: 1) вещественные, всецело отдающиеся чувственным влечениям (язычники); 2) душевные, единосущные демиургу и его любимцы (иудеи); 3) духовные, чьих высоких стремлений демиург не понимал, но к которым относится со смутным уважением: он часто избирал из них своих пророков.

Когда же наступило обещанное время и сошел на землю обещанный демиургом психический Мессия, с ним при крещении соединился Христос-Спаситель, сошедший на него в виде голубя. Так как материя по самой природе своей обречена на погибель, то тело Мессии состояло из психических элементов. Поэтому даже Христос-Мессия прошел через Марию лишь как вода проходит через трубу. Иисус открыл людям высшее познание: в своей природе, истории и учении Он проявил тайны плиромы. Так его 30 лет от рождения до крещения указывали на 30 эонов. В своем предсмертном томлении он изобразил тайну страданий Ахамот. Само распятие его не имело никакого искупительного значения, Христос-Спаситель отделился от него, еще когда он был приведен к Пилату. Его духовный элемент был также недоступен страданию. Лишь психический элемент страдал на кресте, но и то не в собственном смысле, а чтобы изобразить, как Христос-Спаситель некогда простер на кресте свои руки и сообщил Ахамот образование по существу. Явление после Воскресения Христа к отвергнутому ап. Павлу является отражением явления Христа-Спасителя к отвергнутой Ахамот и ее образование по познанию. Наконец, в Евангелиях символически указаны величайшие тайны плиромы (тетрарда, по мнению валентиниан, указана в Ин. I, 14, пр.). Таким образом, значение христианства, согласно валенти-нианам, состоит лишь в сообщении гнозиса и облегчении для пневматиков способа к освобождению из материи.

Завершением всего мира будет то, что весь пневматический элемент, посеянный Ахамот в душах праведных еще в младенческом виде, но в мире воспитанный и развившийся до зрелости, освободится от уз мира. Тогда Ахамот вступит в плирому и составит сизигию Христу-Спасителю. Вместе с ней войдут туда все духи (пневмат) как невесты ангелов.

Демиург, признав Христа, войдет с окружающими его праведными душами в огдоаду, и здесь они найдут совершенное успокоение, демиург — за рачительное и благотворное для церкви управление миром, праведники — за добродетельную жизнь. В то же время скрытый в глубине вещей огонь прорвется наружу и истребит материю.

Школа Валентина скоро разделилась по вопросу о теле Христа на две самостоятельные ветви: восточную (приписывала ему лишь духовное тело) и западную — италийскую (довольствовалась только отрицанием материального и допускала психическое).

82Аэций (ум. ок. 370 г.), лидер радикальной арианской партии, называемой партией аномиев (они считали, что Сын неподобен Отцу). Он происходил из Келесирии (часть Сирии между горными цепями Ливан и Антиливан), отличался дарованиями и твердостью убеждений. Был последовательно рабом, странствующим слесарем, золотых дел мастером, врачом, сапожником, богословом. При этом он не оставлял научных занятий. Его учителями в богословии и толковании Писания были Паулин Тирский, Леонтий Ан-тиохийский, Афанасий Аназарвский, Антоний Тарсский — т.н. ученые лукианисты. Аэций был известен как бескомпромиссный сторонник арианства (для аномиев сам Арий был недостаточно православен, так как ему не могли простить того бесцветного, половинчатого символа, который он представил Константину). Так, он отказался принять посвящение от арианского епископа Секунда Птолемаидского на том основании, что тот запятнал чистоту своих верований общением с омоусианами. Антиохийский арианский епископ Леонтий рукоположил Аэция диаконом, однако под давлением православных иерархов Флавиана и Диодора был вынужден запретить Аэцию свщеннодействовать и лишил его диаконства. Аэций с учеником Евномием (о нем см. прим. 35) отправился в Александрию и жил там у арианского епископа Георгия. В 357 г. после смерти Леонтия епископом Анти-охии стал Евдоксий (о нем см. прим. 35, 54), чьи взгляды были близки к арианским. Аэций возвращается в Антиохию, и Евдоксий даже пытается восстановить его в сане диакона. В 359 г. во время диспута в Константинополе перед лицом императора Констанция по результатам собора в Селевкии между арианскими париями василиан (омиусиан) и акаки-ан (омиев) Евдоксий (сторонник акакиан) был вынужден

пожертвовать Аэцием, и доктрина аномиев была предана анафеме. Аэций, признавшийся перед лицом императора в авторстве сочинения, в котором доказывалось, что Сын неподобен Отцу, был сослан во Фригию и отлучен от церкви. Со вступлением на престол Юлиана Аэций был амнистирован и даже был вхож в дом императора.

Догматическая система Аэция была построена на диалектической противоположности рожденного и нерожденного. Считая эти понятия за адекватное выражение самого существа Отца и Сына, он стоял за их полное неподобие и при этом приписывал себе такое знание существа Божия, какое имеет сам Бог, поскольку, по его мнению, Бог открыл ему то, что скрывал до тех пор со времен апостолов.

83 Исаак Еврей — крещеный еврей. В 366 г. в Риме он присоединился к партии Урсина против папы Дамаса (см. об этом прим. 53, 84), активно проявил себя во время процесса, возбужденного Урсином против Дамаса. После неудачи этого предприятия Исаак был сослан в Испанию Грацианом (Coll. Avell. epist., 13, 5). В 378 г. он перешел обратно в иудаизм.

84 По всей видимости, его следует идентифицировать с Урсином (Урсицином), римским антипапой 366 г. (ум. после 381 г.). После смерти папы Либерия (352—366 гг.) Урсин был избран папой в противовес Дамасу (см. прим. 53) сильной, но немногочисленной группировкой, которая поддерживала еще антипапу Феликса II (который был в 355 г. посажен на папский трон императором Констанцием вместо изгнанного Либерия). Урсин был посвящен в сан епископом из Тибур (совр. Тиволи, недалеко от Рима). Подобное двоевластие привело к кровопролитию в Риме, в результате чего Урсин и его диаконы, Амантий и Люпус, были изгнаны префектом Рима. Императорское прощение позволило им вернуться, однако вновь возникшее насилие привело к их изгнанию. Прибыв в Милан в 370 г., Урсин был поддержан некоторыми арианскими епископами, и вместе они обвинили Дамасия в аморальности, однако он сумел оправдаться. Последний раз Урсин упоминается в письме Аквилей-ского собора (381 г.) императору, предостерегающем его против интриг антипапы.

85 Речь идет об астрологе Генетлиакосе, против которого резко выступал Макарий Римский, близкий друг Руфина. Этому Макарию приписывали апологию Руфина «За Ори-гена»: когда Руфин в 397 г. прибыл с востока в Рим, он

встретился с Макарием, который, много слышавший об Оригене, хотел узнать о нем мнение Руфина. По его просьбе Руфин перевел книгу в защиту Оригена, а затем, по его же просьбе, принялся за перевод сочинения самого Оригена «О началах». По всей видимости, этого Макария следует идентифицировать с Макарием Магном, христианским апологетом, который ок. 400 г. написал Apocriticus. Этот труд состоит из 5 книг и рассказывает о 5-дневном диспуте между автором и языческим философом, вероятно Порфирием.

86 Более о нем ничего не известно.

87 Иоанн (ок. 356—417 гг.), племянник и наследник св. Кирилла как епископ Иерусалимский. В основном известен своей ролью в первом оригенистском споре, в котором он объединился с Руфином в защите Оригена против Епифа-ния Кипрского и Иеронима. События развивались следующим образом. Когда в 386 г. Иероним прибыл в Палестину и поселился в Вифлееме, он, как и Руфин, находившийся тогда в Иерусалиме, был в тесном союзе с Иоанном Иерусалимским: их связывали в том числе и научные труды в изучении сочинений Оригена, о котором все они отзывались с похвалой. Но в 393 г. прибыли с запада паломники в Иерусалим во главе с Атербием, который требовал осуждения Оригена как еретика. Иероним, чувствительный к своей репутации строго православного, поступился своим уважением к Оригену и осудил его. Руфин же заперся в своем доме и не виделся с Атербием и поэтому не отрекся от Оригена. В 394 г. в Иерусалим явился Епифаний Кипрский, который долго жил в Египте и был противником оригенизма, откуда, по его мнению, вышло арианство. Епифаний был хорошо встречен Иоанном Иерусалимским, Иеронимом и латинянами. Епифанию по обычаю было предложено священнодействовать и проповедовать. Во время богослужения Епифаний начал говорить против Оригена. Клир же, который чуть ли не в полном составе был на стороне Оригена, начал роптать. Иоанн прислал к Епифанию архидиакона сказать, чтобы тот перестал говорить на эту тему. Затем все отправились на Голгофу, чтобы служить там в храме. По дороге желающие благословения преградили путь Епифанию, и тот остановился. Иоанн тут же вслух сказал, что Епифаний сделал это по честолюбию, чтобы овации продолжались дольше. Затем, когда они пришли в храм, Иоанн выступил с долгой проповедью против антропоморфистов (о них см. прим. 93).

После Иоанна вышел Епифаний и потребовал, чтобы Иоанн анафематствовал Оригена. Отношения Епифания и Иоанна стали настолько натянутыми, что Епифаний удалился в Вифлеем к Иерониму, где говорил, что напрасно вступил в общение с еретиком-оригенистом Иоанном. Епифания уговорили пойти помириться, и под вечер он отправился в Иерусалим, но Иоанн его так встретил, что он в ту же ночь вернулся назад. Решено было порвать связи. Поскольку Вифлеемскому монастырю был необходим пресвитер, то Епифаний сам его рукоположил, что было прямым нарушением прав иерусалимского епископа. Епифаний не скрывал этого факта и в письме к Иоанну подробно рассказал об этом, убеждая Иоанна осудить Оригена. Епифаний скоро удалился, и оставшимся в Вифлеемском монастыре было необходимо примирится с Иоанном. Первую попытку предпринял комит Палестины Архелай в 396 г., когда он вызвал к себе обе стороны. Но вифлеемляне прождали в доме Архелая трое суток, а Иоанн не явился, ссылаясь на то, что его задержала болезнь одного человека. Через два месяца Феофил Александрийский (см. о нем прим. 91) прислал по просьбе Иоанна для прекращения распри пресвитера Исидора, но Исидор встал на сторону Иоанна. Вследствие этой неудачи выступил Иероним, пытаясь уладить дело письмами. Однако примирился лишь один Руфин, отправлявшийся из Иерусалима на запад. К концу жизни Иоанн стал помогать Пелагию, гостеприимно принял его в Иерусалиме, оправдал его от обвинений в ереси на диоцезном соборе в Иерусалиме (415 г.) и использовал все свое влияние, чтобы получить такой же положительный вердикт на метропольном соборе в Диосполисе (416 г.). В этом он противостоял усилиям Орозия, которого Августин послал в Палестину для поддержки Иеронима в борьбе против пелагианства.

88 Поскольку Геннадий не дает практически никаких биографических данных этого Павла, то его идентификация с кем-либо из множества епископов, носивших это имя, затруднена. В некоторых кодексах Павел именуется Паулином, однако и с этим именем возникают те же трудности. Однако далее у Геннадия рассказывается о Паулине Ноланском (XLVIII) и сообщается, что одним из главных его сочинений был труд «О раскаянии». Учитывая написание в некоторых кодексах имени Павла как Паулин, с определенной

долей уверенности можно идентифицировать данного Павла (Паулина) как Паулина Ноланского (см. о нем прим. 69).

89 Гельвидий написал свой труд ок. 380 г. В 383 г. Иеро-ним в ответ написал De perpetua Mariae virginitate adversus Helvidium, доказывая, что те, кого называли братьями Иисуса, были его двоюродными братьями. У Гельвидия было довольно большое количество последователей. Августин (Наег., 83) идентифицирует гельвидианцев с antidicomarianites в Аравии.

90Авксенций (ум. 374 г.), арианский епископ Милана. Происходил из Каппадокии. Авксенций был рукоположен епископом Милана, чтобы заменить Дионисия, епископа Милана, изгнанного в 355 г. Осужденный соборами в Рими-ни (359 г.) и Париже (360 г.), однако он получил поддержку Валентиниана I и поэтому, запутав своих противников в теологических диспутах и подписав символ веры, принятый в Римини, сохранил свой пост, несмотря на все усилия католической партии, возглавляемой Хиларием Пиктавьен-ским (в 364—365 гг.), Афанасием Александрийским и папой Дамасом (в 369 г.). В 371 г. Авксенций был осужден римской церковью, однако остался на кафедре и умер епископом. Амвросий Медиоланский был его преемником.

91 Феофил (ум. 412 г.), патриарх Александрийский (в 385— 412 гг.), предшественник и дядя св. Кирилла. Будучи церковным иерархом, Феофил представлял классический образец светского владыки. Он объединил в своих руках церковную власть над Египтом, Ливией, Пентаполем. В пределах своего диоцеза он уничтожал прежние епархии, создавал новые, распространял или сокращал их пределы для выгод своей власти. Хорошо зная подкупность константинопольского двора, он широко этим пользовался как при императорском дворе, так и у себя в Египте, нередко определяя префектов Александрии. Отсюда его постоянное стремление к богатству. Никакие суммы, даже сборы на бедных, не избежали его рук. Так, римские императоры со времен Константина предоставляли языческим храмам самим закрываться из-за отсутствия поклонников. Так стояли и египетские храмы, известные своими баснословными богатствами. Феофил первый попрал эти негласные законы — в 391 г. он разрушил знаменитый Серапеум. Дополнительным штрихом к его портрету являются события, имевшие место в 394 г., когда император Феодосии I отправился на войну против узурпатора Евгения. Основные военные действия предпола-

гались в Италии, и Феофил отправил своего приближенного, пресвитера Исидора, в Италию, чтобы тот от имени Фе-офила приветствовал победившего как императора (однако этот план был раскрыт, и Исидор спасся бегством).

В 397 г. умер Константинопольский епископ Нектарий. При дворе решили не избирать из местных кандидатов, а последовать совету евнуха Евтропия и рукоположить Иоанна Хризостома. Феофил же хотел провести на этот важный пост Исидора, однако был вынужден смириться и рукоположить Иоанна в 398 г. Однако это возбудило вражду Фео-фила к Иоанну, и первое их столкновение было связано с именем Оригена.

В 399 г. Феофил в своем пасхальном послании хвалил Оригена и с позиций оригенизма выступил против тех, которые представляют Бога в чувственном образе (еще во время начала оригенистского спора в Палестине Феофил поддерживал сторонников Оригена в лице Иоанна Иерусалимского). Это послание вызвало волнение в среде монашества, большинство из которых представляли Бога в телесном виде. И вот однажды огромная масса вооруженных жезлами монахов ворвалась в Александрию и, соединившись с фанатичной чернью, потребовала Феофила для объяснения. Феофил сказал, что он признает образ божий, благословил монахов и отправил обратно, а сам примкнул к антиоригенистам. На оригенистов обрушились репрессии, прежде всего на нит-рийских монахов — «долгих братьев», прозванных так за высокий рост: Диоскора, Евсевия, Евтимия и Аммония. Феофил распространил послания, в которых заявлял, что трех лиц в Нитрии (Диоскор тогда был епископом Гермопо-ля) следует выгнать. Затем в начале 400 г. он собрал собор, на котором Ориген был осужден, и Феофил обратился к светской власти для выполнения приговора. Следствием этого было сперва нападение на Диоскора, а затем нападение войск на Нитрию и разрушение этой обители. Около 300 монахов бежали в Палестину. 50 из них во главе с «долгими братьями» прибыли в Константинополь и обратились к Иоанну. Хризостом, чтобы не раздражать Феофила, не принял их в церковное общение, но дал им убежище и начал переписку с Феофилом, которая не привела ни к какому результату: Феофил не признавал права вмешательства в его дела за Иоанном, ссылаясь на постановление Вселенского собора, что дела решаются в пределах обвиняемого, т.е. он подсуден

епископам Египта. Наконец изгнанники подали прошение императрице Евдоксии. Светская власть вмешалась и принялась за расследование, в результате которого вскрылись такие злоупотребления, что Феофил был вызван на суд Константинопольского епископа, которому принадлежало первенство чести. Феофил задействовал все свои связи, поэтому, прибыв как обвиняемый, он был поселен в одном из дворцов. С Иоанном он не виделся в течение двух недель и в это время нужным людям раздавал подарки, а на низших лиц действовал пышными обедами. Между тем на собор стали собираться епископы. К Феофилу их прибыло 36, из которых 28 были египетские. Златоуст в это время заседал с преданными ему отцами (40 епископов). Феофил переправился из Константинополя в предместье Халкидона Руфиниану и оттуда отправил приглашение Иоанну явиться на собор «при Дубе», причем в качестве обвиняемого. Иоанн согласился, но потребовал, чтобы из числа судей были исключены его явные враги и прежде всего Феофил. Эти требования не были удовлетворены, и Иоанн не явился. Иоанн был осужден, причем Феофил поставил дело так, что он только присутствовал со своими епископами на соборе, а судил Иоанна митрополит Гераклейский Павел. Однако после землетрясения и скорого возвращения Иоанна Феофил был вынужден тайком бежать из Константинополя, спасаясь от разъяренной черни. На новый собор, который собрался по требованию Иоанна, Феофил не явился, а послал нескольких молодых египетских епископов, дав им инструкцию опираться на одно правило Антиохийского собора 341 г.: Иоанн был осужден на соборе, гражданская власть выполняла лишь соборное определение, поэтому без церковного разрешения, только по приказанию гражданской власти, Иоанн не мог вернуться; согласно правилу Антиохийского собора, епископ, вернувшийся без оправдания церковным судом, безвозвратно лишается права на занятие епископской кафедры. Пока отцы на соборе решали, признавать или нет это правило, дело фактически решил император Аркадий, который заявил, что он не может вступать в общение с епископом, над которым тяготеет церковное осуждение. Преемником Иоанна стал бесхарактерный Арзакий. Фактически Феофил стал первым епископом востока. Тогда он опять переменил свое мнение об Оригене и стал по-прежнему пользоваться его сочинениями.

92 Геракл, по-видимому, был родом из Александрии. Первоначально ой был язычником, увлекался философией и «эллинскими науками». Вместе со своим братом Плутархом он был учеником'Оригена в Александрийской школе. Вероятно, под влиянием Оригена оба брата крестились, и Плутарх даже принял мученическую смерть за веру. Геракл, изначально склонный к философии, увлекся богословием и стал соратником Оригена, который поручил Гераклу начальное преподавание в школе. Кроме того, Геракл заседал в совете священников в Александрии. Ок. 231 г. он стал руководителем школы вместо изгнанного в Кесарию Оригена. А в 232 г. он был избран епископом Александрии вместо умершего Димитрия (который находился на своем посту 43 г. — 189-232 гг.), и его правление длилось 16 лет (до 247 г.).

93 Речь идет о последователях Авдия, который в IV в. создал строгую ригористскую секту, выступавшую против обмирщения духовенства. Авдий был выходцем из Месопотамии. Он официально порвал с церковью, отвергнув никейский символ веры. Нелегально посвященный в епископы, Авдий был сослан в Скифию, где он занимался миссионерской деятельностью среди готов. После его смерти численность секты стала быстро сокращаться. Авдивиан называли «антропоморфистами», поскольку они, базируясь на интерпретации одного фрагмента Писания (Быт. 1:26), считали, что Бог-Отец был точно как человек.

94 Евсевий (ум. 462 г.), вероятно, грек по происхождению. Он был епископом Милана с 449 г. Во время своего пребывания на этом посту Евсевий упоминается в связи с двумя важными событиями: участие в Римском соборе в 449 г., который известен осуждением папой Львом I Великим доктрины Евтихия, и участие Евсевия в восстановлении Милана, разрушенного во время нашествия Аттилы (452 г.). Лев Великий адресовал ему послание, интересуясь его мнением о Евтихии. Евсевий был приглашен на всеитальянский собор епископов (451 г.) и отправил папе соборное письмо в утверждение своего православия.

95 Вигиланций (ум. после 406 г.) родился в Аквитании. Получив сан пресвитера в Барселоне, он предпринял путешествие на восток и явился в Вифлеем к Иерониму, с которым скоро не поладил. Разлад произошел из-за Оригена, которого Иероним очень ценил, и хотя затем он и перешел на сторону Епифания Кипрского (см. прим. 87), но, видимо,

не вполне освободился из-под влияния Оригена. И Виги-ланций упрекнул Иеронима в этом. Это раздражило Иеро-нима, который нашел случай обвинить Вигиланция в ереси. Пресвитер Ринарий жаловался в письме Иерониму, что Ви-гиланций восстает против почитания мощей и православных называет за это поклонниками праха. В 406 г. Ринарий переслал Иерониму сочинение Вигиланция и при этом сообщил, что многие разделяют его мнение. Иероним написал опровержение взглядов Вигиланция (это сочинение — единственный источник о его взглядах) и назвал его еретиком. Церковь приняла это осуждение.

Почитание мощей, по Вигиланцию, является обожанием и возвращением к язычеству. Он возражал против молитвенного призывания святых, против ночного богослужения перед празднованием памяти мучеников; указывал на беспорядки, которые действительно бывали иногда при всенощном богослужении. Чудеса, по мнению Вигиланция, имели место только при первоначальном распространении христианства и могли быть полезны только для убеждения неверующих, а для уверовавших они не имеют значения. Возражая против обета нестяжательства, Вигиланций утверждал, что лучше владеть имуществом и с благоразумием употреблять его на дела благотворительности, чем сразу раздавать его. Во время своего пребывания на востоке он оказывал вспомоществование палестинским подвижникам, но потом выражал сомнение, хорошо ли пожертвованиями с запада поддерживать аскетический образ жизни на востоке и не лучше ли помогать местным беднякам.

96 Неизвестное лицо.

97 Симплициан был священником в Милане, затем духовником Амвросия Медиоланского и с 397 г. стал преемником Амвросия на посту епископа (см. эпиграмму Энно-дия Тициненса № 48: «Амвросий, покинув лишенный занятия плебс // Вверил его твоим, Симплициан, заботам»). Симплициан занимал должность катехизатора (его обязанностью было готовить к крещению катехуменов и обучать их основам христианского вероучения). Он обладал великолепным даром слова и способностью живо и интересно изложить любое учение. Видимо, знакомство Амвросия и Симплициана состоялось еще во время пребывания Амвросия в Риме, и Симплициан, узнав об избрании Амвросия, сам вызвался помочь ему разобраться в тонкостях христи-

\

анской доктрины. Теологически образованный и знаток неоплатонической философии, Симплициан сыграл определенную роль в обращении Мария Викторина и Августина. Духовному формированию Симплициана весьма способствовал Амвросий МедиолаЦский. Сохранилось несколько писем Амвросия, адресованных ему. Умер Симплициан в 400/401 г.

98 Вигилий, третий епископ Тридента (385(?)—405 гг.). Получил в начале исполнения своей должности письмо Амвросия с пастырскими наставлениями. Житие Вигилия (написано в VI в.) рассказывает о его миссионерской деятельности и о строительстве многочисленных церквей. В 397 г. его коллеги Сисиний, Мартирий и Александр приняли мученическую смерть. Вигилий отправил рассказ об их смерти Симплициану, епископу Милана. Позднее он отправил рассказ и мощи Иоанну Хризостому. Согласно сообщениям жития, Вигилий также преследовался язычниками.

99 Аврелий Августин родился в 354 г. в Тагасте (совр. Сук-Арас в Алжире), провинция Нумидия. Отец Августина Патриций был чиновником местного муниципалитета. Мать его Моника была ревностной христианкой, и своим духовным развитием он во многом обязан ее влиянию. В 370 г. отец отправил Августина в Карфаген для получения риторического образования. Обучаясь, Августин попадал под влияние манихейства и в течение 9 лет был сторонником учения, в котором окончательно разочаровался в 383 г., когда в Карфаген прибыл манихейский иерарх Фавст, с которым Августин имел беседы. С 374 г. Августин преподает риторику в Карфагене. В 383 г. он отправляется в Рим для преподавания риторики. В Риме по рекомендации друзей-манихеев Августин был назначен на должность придворного ритора в Милане и в 384 г. переезжает туда. Попав под влияние Амвросия, а также матери, которая приехала к нему, Августин вместе с сыном Адеодатом (он родился в 372 г. в Карфагене от любовницы Августина) в 387 г. был крещен Амвросием. После этого Августин решает расстаться со всем, что связывает его с прежней жизнью, и подает прошение об отставке и собирается отплыть в Африку, но перед отплытием в Ос-тии умирает его мать, и Августин задерживается в Риме. Осенью 388 г. он возвращается в Тагасту, продает родительское имение, деньги раздает бедным. Для себя он оставляет только маленький домик, где живет с друзьями монашеской жизнью. Постепенно он приобретает известность в округе.

В 391 г. по просьбе жителей города Гиппона Регия епископ города Валерий посвящает Августина в пресвитеры, и Августин перебирается в Гиппон. Он строит неподалеку от города небольшой монастырь и поселяется в нем с друзьями. В начале 390-х гг. Августин активно разоблачает манихейство, а также начинает обширную полемику с донатистами. В 396 г. умер епископ Гиппона Валерий. Перед смертью он зимой 395/396 г. вместе с епископом г. Каламы Мегалием и другими епископами посвятил Августина в сан епископа Гиппона. Годы епископства были наиболее плодотворными в литературном отношении, Августин вместе с епископом Карфагена Аврелием становится крупнейшим авторитетом, активно участвует в полемике с донатистами и пелагианами. В 426 г. Августин препоручил дела епархии своему преемнику Ираклию для того, чтобы все свободное время отдать ученым занятиям. Летом 430 г. вандалы, переправившиеся в 429 г. через Гибралтар, достигли Гиппона. В августе 430 г. Августин скончался в осажденном городе. Его останки в начале VI в. были вывезены на Сардинию, а в VIII в. перевезены в Павию, где и покоятся до сего дня.

Следует отметить, что в конце жизни Августин боролся против полупелагианства, процветавшего в Южной Галлии, прежде всего в Массилии. И одним из защитников этого течения (см. о нем прим. 136) в той борьбе был Геннадий Массилийский. Отсюда, по всей видимости, этот ехидный и недоверчивый тон при описании трудов Августина, что резко контрастирует с последующей апологетикой жизни и творчества Августина.

100 Орозий Павел родился в конце IV в., был пресвитером в Лузитании. Подвергся сильному идейному влиянию Августина, к которому ездил в Африку в 414 г., и Иеронима, которого посетил в Палестине. Орозий деятельно помогал Августину в борьбе против присциллиан и пелагиан. По настоянию Августина он написал к 417 г. главное свое сочинение «Исторические книги против язычников», всемирную хронику от Адама до своего времени, первую попытку рассмотрения истории с точки зрения христианства. В этом труде Орозий следует Даниилу в разделении истории на 4 периода. Это деление на эпохи сохранилось в исторической литературе до XVIII в. Кроме этого, Орозий написал трактаты «Рассмотрение, или Наставление к Августину об ошибках присциллиан и оригенистов» и «Апология о власти свободы».

101 Совр. река Дон. В устье Танаиса с III в до н.э. находился город Танаис.

102 Стефан, архидиакон и первомученик. Избранный в число первых 7 диаконов церкви, он как образованный эллинист не ограничивался служением в трапезах, а смело и убедительно проповедовал Евангелие и вел прения о вере в синагогах. Фанатики обвинили его в богохульстве и с помощью ложных свидетелей добились его осуждения на смерть. Он был побит камнями. Стефан принадлежал к числу 70 апостолов. Император Константин Великий построил в честь Стефана храм в Константинополе. Мощи Стефана были открыты близ Иерусалима в декабре 415 г. и перенесены в Иерусалим. Оттуда мощи ок. 428 г., при императрице Пульхерии, были перенесены в Константинополь и положены в часовне св. Лаврентия, а потом в основанный Пульхерией в честь Стефана храм в Константинополе.

103 Максим, епископ города Augustae Taurinorum (совр. Турин). Умер между 408 и 423 гг. Геннадий сообщает, что он умер во время правления Гонория и Феодосия II. Однако Максим, епископ Турина, был жив ко времени собора в Милане (451 г.) и Риме (465 г.). Скорее всего, это два разных человека.

104О нем см.: Hieronim., XCVI.

105 Лаврентий, мученик, архидиакон епископа Рима Сик-ста II (257—258 гг.). Родом Лаврентий из Испании. Был сожжен на железной решетке в 258 г.

106Петроний, епископ Болоньи (431/432—450 гг.). Его отец был префектом претория в Галлии. Сам Петроний занимал гражданские должности до занятия церковных. Он восстановил церкви Болоньи, которые были разрушены готами. Эти церкви Петроний построил, явно имитируя святые места в Палестине. Так, базилика св. Стефана являлась фактически моделью базилики Константина в Иерусалиме. Построенные Петронием церкви были разрушены только в X веке.

107 Флавий Плацид Валентиниан III (419—455 гг.), император Западной Римской империи с 425 г. Валентиниан был сыном полководца Констанция и дочери Феодосия I Галлы Плацидии. После смерти Гонория Феодосии II сделал Ва-лентиниана III правителем Западной Римской империи. До 437 г. регентшей при нем состояла его мать Галла Плацидия. Резиденциями Валентиниана III были попеременно Равенна и Рим. Он заботился об улучшении административного управления и обороны. В 445 г. он укрепил положение папы,

признав за ним высшие судебные полномочия. Довольно долгое время Валентиниан III находился под влиянием талантливого полководца Аэция (в частности, Аэций разбил гуннов на Каталаунских полях в 451 г.). В 454 г. Валентиниан III казнил Аэция, однако вскоре после этого сам был убит приверженцами Аэция, объединившимися с сенатской знатью. Валентиниан III был последним представителем династии Валентиниана-Феодосия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: