Высказывания, поучения старца Валентина

От злословия, зависти, сплетен... никто, никогда и нигде укрыться не может. Прячьтесь от них куда угодно, удаляйтесь всеми возможными средствами... Есть верное средство – терпение. Пока не пригвоздила нас смерть... будем терпеть, а зависть презирать, за одержимых же ею творить посильные молитвы...

Первое условие нашего говения и христианского поста - незлобие души... Когда душу нашу обуревают злые воспоминания и неблагожелательность, когда наше сердце беспокойно волнуется чувством гнева, мести и ненависти, то мы не постимся и не говеем. В этом состоянии человек, хотя бы уста его и повторяли слова молитв, а слух внимал церковным песнопениям, не замаливает свой грех, но усугубляет его. В этом состоянии человек - раб страсти. Истинный же пост возбуждает в душе чистейшие, благороднейшие чувства любви... Нужно ни на минуту не забывать обязанности быть кротким. Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского.

Продолжая идти в том же направлении, человек-христианин во дни поста должен выработать себе еще ценное добродетельное качество - снисходительность. В забывчивости о своих личных недостатках мы часто являемся грозными и страшными к человеческим ошибкам и проступкам... Таким образом, главное и первое условие поста - приобретение человеком любви к человеку. Любящая душа, озаренная светом благодати, украсится дарами Святаго Духа...

Второе условие христианского поста изображено в следующих словах Самого Иисуса Христа: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, лицемеры помрачают свои лица, чтобы явиться пред людьми постящимися (Мф. 6, 16). Лицемеры соблюдают правила поста и говения только напоказ людям, а не для Бога постятся. Они хотят, чтобы другие их считали постниками, а не для того, чтобы постом расположить свою душу к добрым делам и угодить Богу. Лицемерный пост оскорбляет Бога, отвращает Его любящее и правосудное око от человека.

Истинный пост должен быть предпринимаем для Бога, то есть для того, чтобы возможными - душевными и телесными - подвигами очистить душу от грехов, расположить ее к добру. Очевидно, такая душевная деятельность труднее, нежели лицемерное телесное пощение. Здесь человек находится в ежеминутном соприкосновении со своей совестью. Совесть постоянно напоминает человеку о смирении, о сокрушении сердца...

Третье условие христианского поста, по учению Евангелия, это постоянное мысленное обращение человека к небесному счастию, приобретенному для нас Иисусом Христом. По наставлению святой Церкви мы должны постоянно молиться и думать о том, как бы получить Небесное Царство...

... Спаситель ни для кого из нас не закрыл вход в Небесное Царство. Чрез покаяние и желание исправиться в каждой душе может открыться дверь, через которую будет доступ для христианской радости. В каждой душе просит Христос Себе обители. Даже в дни скорби и искушений не затворяет эту дверь Божественное милосердие. Требуется одно - последование страждущему Господу. Ведь Он за нас пострадал, чтобы оставить нам пример, да последуем стопам Его, убеждает апостол Петр (1 Пет. 2, 21)...

В Спасителе, как истинном Боге, воплощается эта вечная жизнь. Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни. Кто достойно приобщился Святых Таин, тот не умрет. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свою голову. Не страшна человеку тяжелая бедность, не страшна для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он - причастник Божий. Бедствия - принадлежность земли; счастье - удел неба... Достойно причаститься - это уже есть начало Небесного Царства. Удостоившийся благодати Божией не может быть равнодушен к величию Божественных совершенств, которыми он окружен...

Умножайте свое внутреннее счастие и не бойтесь ни старости, ни смерти, потому что с нами во всем присутствует воля Господня: зло, как бы оно ни было сильно, слабее добра. Как ни неприятна смерть, но ее влияние ограничено; за пределом ее, за рубежом могилы у нас есть небесное отечество; там будет деятельность и жизнь по сердцу; ее даст нам Тот, в честь Которого мы сегодня торжественно поем хвалебные гимны жизни и воскресения, ибо Он сказал: верующий будет иметь жизнь вечную, ибо Я есмь воскресение и жизнь. Аминь.

Святитель Николай Японский(1836-1912 гг.) Святитель Николай Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в селе Березе Смоленской губернии. При крещении был наречён Иоанном в честь Крестителя Господня. Его мать Ксения умерла, когда ему было - всего пять лет. Его отец Дмитрий Иванович Касаткин служил диаконом в сельской церкви, несмотря на крайнюю бедность, он сделал всё возможное, чтобы дать сыну образование. Иоанн учился сначала в Вельском духовном училище, а затем в Смоленской Духовной семинарии. В 1857 году он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчив академию, он подал прошение направить его в Японию, чтобы там проповедовать православную веру. Это решение было принято совершенно неожиданно, по свидетельству самого святителя Николая, ему до того времени никогда и в голову не приходила мысль о монашестве. Но однажды, проходя по академическим комнатам, он заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию, на роль настоятеля в посольской церкви в Хакодате. 24 июня 1860 года Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай.Епископ Нектарий, постригавший юношу в монахи, нарек его Николаем и сказал «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебедолжно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую иневерную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе сподвигом монашества тебе предлежат труды апостольские». 29 июня он был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день, когда праздновался Собор Двенадцати Апостолов - в иеромонаха. Отправляясь в далекий путь, иеромонах Николай взял Смоленскую икону Божией Матери, которую хранил всю жизнь. Зиму иеромонах Николай провел в Николаевске-на-Амуре. Здесь он встретился с епископом Камчатским, который благословил его на предстоящие труды. Епископ Иннокентий купил хороший бархат и сам выкроил из него рясу отцу Николаю. Онвозложил на отца Николая наперсный бронзовый крест, полученный за участие вКрымской кампании. 14/2 июня 1861 года иеромонах Николай на военном транспорте «Амур» прибыл в японский порт Хакодате. Следует заметить, что в эти годы отношение японцев к иностранцам было недоброжелательным, за первое полугодие 1861 года было убито шесть иностранцев, совершались вооруженные нападения на и на христиан. Из воспоминаний Святителя Николая Японского: «Один Господь знает, сколько мне пришлось пережить мучений в эти первые годы. Все три врага: мир, плоть и диавол - со всей силою восстали на меня и по пятам следовали за мной, чтобы повергнуть меня в первом же темном, узком месте... Много нужно силы душевной, великое углубление религиозного чувства, чтобы побороть все это». О проповеди не могло идти и речи, ибо «тогдашние японцы смотрели наиностранцев как на зверей, а на христианство как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Молодому миссионеру потребовалось восемь лет, чтобы выучить японский язык, позже он писал: «Приехав в Японию, я, насколько хватало сил, стал изучать здешний язык. Много было потрачено времени и труда, пока я успел присмотреться к этому варварскому языку, положительно труднейшему на свете, так как он состоит из двух: природного японского и китайского, перемешанных между собою, но отнюдь не слившихся в один... Кое-как научился я, наконец, говорить по-японски и овладел тем самым простым и легким способом письма, который употребляется для оригинальных и переводных ученых сочинений». Первое время его учил переводчик хакодатского губернатора, позже иеромонах Николай стал посещать частную школу Кимура Кэнсая. (Заниматься приходилось по 14 часов в сутки.) Первым обращенным в православие японцем стал Такума Савабе, бывший самурай, жрец старой синтоистской кумирни в Хакодате. Савабе состоял членом тайного общества, поставившего своей целью изгнать всех иностранцев из Японии, и был известен как превосходный фехтовальщик. Савабе то и дело сталкивался с иеромонахом Николаем в доме консула и всегдасмотрел на него с такой ненавистью. Однажды иеромонах спросил:- За что ты на меня так сердишься? - Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю.А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии.- А ты разве уже знаком с моим учением?- Нет, - смутился японец.- А разве справедливо судить, тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавшиего? Разве справедливо хулить то, чего не знаешь? Ты сначала выслушай даузнай, а потом и суди. Если мое учение будет худо, тогда и прогоняй насотсюда. Тогда ты будешь справедлив.- Ну, говори! Слова иеромонаха Николая буквально потрясли его, он попросил иеромонаха о встрече, чтобы продолжить беседу. Вскоре Савабе привел к иеромонаху Николаю своего друга, через некоторое время к ним присоединился третий. В апреле 1868 года иеромонах Николай тайно крестил трех друзей в своем кабинете, после чего они покинули Хакодате. К концу весны 1868 года уже насчитывалось 20 человек, готовых принять крещение. В конце 1869 года иеромонах Николай, отправляется в Россиюходатайствовать перед Святейшим Синодом о разрешении открыть в Япониирусскую духовную миссию. В 1869 году отец Николай, возведенный в сан архимандрита, был назначен начальником Российской Духовной Миссии. (Миссия подчинялась ведению Камчатского епископата.) Главным делом святителя, начатым еще в Хакодате, был перевод на японский язык Священного Писания и богослужебных книг. В 1873 году архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и а затем — духовного училища. К 1874 года при Миссии в Токио действовали четыре училища катехизаторское, семинарское, женское и причетническое, а в Хокодате два училища — для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года Миссией стал регулярно издаваться журнал «Церковный Вестник». К 1878 г. в Японии насчитывалось 4115 христиан. 30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святителю Николая удалось завершить строительство собора Воскресения Христова в Токио, составить на японском языке Православный Богословский словарь, перевести несколько духовных книг.

5 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Два священнослужителя, работавших в то время в миссии, вернулись домой. Духовенство и миряне японской церкви обратились к своему духовному отцу с просьбой остаться в Японии. Епископ Николай отвечал, что он уже принял пред Богом решение остаться в Японии: «Я надеюсь, что объявление военных действий не принесет с собою никакой перемены в деятельности нашей церкви. Катехизаторы будут продолжать проповедовать Евангелие Спасителя, ученики - посещать школу миссии, а я сам отдамся всецело переводу наших богослужебных книг... Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви... Любовь к отечеству есть святое чувство... Но кроме земного отечества у нас есть еще отечество небесное... Это отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью... И будем вместе исполнять наш долг относительно нашего небесного отечества, какой кому надлежит... И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный

мир...» В период русско-японской войны святитель Николай с честью перенес выпавшие на его долю тяжелые испытания. Следует отметить, что великий пастырь не только поддерживал японских православных, он помогал русским военнопленным. Вскоре он был возведен в сан архиепископа. Святитель всю свою жизнь был всецело предан своему служению, его сильная вера и горячая любовь к людям, творили чудеса. Нервное напряжение и переутомление этих дней обострили сердечную астму, которой страдал владыка. Незадолго до кончины владыка говорил епископу Сергию: «...Роль наша не выше сохи. Вот крестьянин попахал, соха износилась. Он ее и бросил. Износился и я. И меня бросят. Новая соха начнет пахать. Так смотрите же, пашите! Честно пашите! Неустанно пашите! Пусть Божье дело растет! А все-таки приятно, что именно тобой Бог пахал. Значит - и ты не заржавел. Значит, за работой на Божьей ниве и твоя душа несколько очистилась, и за сие будем всегда Бога благодарить». В 1911 году, благодаря миссионерской работе святителя Николая, в Японии насчитывалось уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.* В последний раз архиепископ Николай служил в первый день Рождества Христова 1912 года. Через несколько дней его положили в больницу св. Луки в Цукидзи. 5 февраля владыка настоял на том, чтобы его доставили обратно на Суругадай, и вновь вернулся к переводческой работе. 3 февраля 1912 году, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 года святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом. 16 февраля Православная Церковь празднует память святителя Николая Японского. Высказывания святителя Николая Японского Грозные тучи ходят над бедною Россией. Не без причины многие думают, что «близок конец мира» и т. д. Но не устояла во всей силе печаль моя против дальнейших размышлений. В пылу битвы воин видит кровь, много крови; но не прав будет он, если скажет: «Вот только и есть кровь, нет больше мира, рушится мир!» Но окиньте взором пространство мировой истории от Адама до ныне: - когда же были времена вполне утешительные? Дохристианский мир задыхался в беспросветной атмосфере зла до того, что лучшие тогдашние люди прибегали, как к последнему утешению, к самоубийству. Лишь только блеснул на земле небесный свет, подана людям чаша утешения, люди, вошедшие в полосу этого света и принявшие чашу, тем не менее, видя окружавший их внешний мрак, страдали до того, что свое время считачи концом мира. Вспомните, как апостол Павел убеждал Солунян «о пришествии Господа не спешить колебаться умом», что хотя тайна беззакония уже деется, но кончина не теперь. А когда? «Проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем языком, и тогда придет кончина». На что яснее и вернее, а также и утешительнее сего указания! Еще большая половина языков вселенной не слышала Евангелия Царствия... Разве у европейских народов Евангелие проникло до глубины сердца? Нет, оно еще на поверхности их душ. И это потому, что западные народы слушают Евангелие, затемненное извращениями католичества и протестантства; Россия слушает всесветлое Евангелие непросветленным, невежественным, неразвитым умом и неуглубленным сердцем. Разве для того Бог сходил на землю и Сам изрек людям учение... Жизнь и отдельного человека, тем более каждого народа и, несомненно, всего человечества проходит периоды, назначенные ей Творцом. В каком же возрасте теперь человечество со времени рождения его в новую жизнь? О, конечно, еще в юном! Две тысячи лет для такого большого организма совсем небольшие годы. Пройдут еще многие тысячи лет, пока истинное Христово учение и оживотворяющая Благодать Святого Духа проникнут во все члены этого организма, пока все народы и в них все отдельные личности усвоят Христово учение и подвергнутся благодатному действию его: правда Божия сего требует. Истина Христова и Благодать Святого Духа всею своею силою должны войти в человечество и произвести полное свое действие. Тогда только настанет зрелый возраст человечества: этот великий организм станет во весь свой рост/и станет столько добра творить, насколько способна созданная Богом Творцом и оплодотворенная Богом Спасителем природа человеческая... Душевная жизнь слагается из ежедневных, ежечасных, ежеминутных мыслей,чувств, желаний; все это - как малые капли, сливаясь, образуют ручей, рекуи море - составляют целостные жизни. И как река, озеро светлы или мутны от того, что капли в них светлы или мутны, так и жизнь - радостна или печальна, чиста или грязна оттого, что таковы ежеминутные и ежедневные мысли и чувства. Такова и бесконечная будущность будет, - счастливая или мучительная, славная или позорная - каковы наши обыденные мысли и чувства, которые дали тот или иной вид, характер, свойство нашей душе. В высшей степени важно беречь себя ежедневно, ежеминутно от всякого загрязнения. Тропарь святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому Тропарь, глас 4 Апостолов единонравне и сопрестольне, служителю Христов верный и Богомудрый, цевнице избранная Божественнаго Духа, сосуде преизливающийся любве Христовы, Японския земли просветителю, святый Николае, иерарше равноапостольне, молися Живоначальней Троице о всем твоем стаде и о всем мире.

*Сегодня Японская Православная Церковь это, весьма внушительная организация. 72 храма и более 30 тысяч прихожан – число которых в последнее время неуклонно увеличивается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: