Старец Никита

(1893-1985 гг.)

Старец Никита (в миру Никита Авксентьевич Лехан), родился 13/26 мая 1893 г. в селе Новогригорьевка, Херсонской губернии (Кировоградская обл.), в бедной крестьянской семье. О своих детских годах и юности о. Никита не любил рассказывать, а когда его расспрашивали, отвечал: «Всю жизнь допросы...».

По свидетельству духовных чад старца до ареста у него была семья, дочь, однако сразу же после его ареста жена отреклась от него и вышла замуж за другого человека. В 1923 г. о. Никита был рукоположен во иереи Днепропетровской епархии и служил в селе Овсюки Черкасской губернии. С началом гонений на Истинно-Православную Церковь в их селе поселились монахини из закрытых властями монастырей. Они рассказывали о. Никите про сергианство. Позже старец вспоминал об это так: «Я был тогда молодой и не особенно слушал их. И потом Господь дал мне в наказание за служение в «сергианской церкви» — епитимию: меня вскоре арестовали»...

Из воспоминаний духовных чад старца Никиты: «Власти судили батюшку три раза. Первый раз в начале 30-х годов... Когда он вышел из тюрьмы, то ему предлагали служить на приходе, и он согласился, но уже больше не поминал правящего архиерея «официальной церкви». Власти принуждали его признать «Декларацию», однако он решительно отказался, и его снова посадили в тюрьму.

Срок его заключения составлял три года. Первый и второй срок он отбывал до войны. Незадолго до войны он вышел из тюрьмы. Когда на территории Украины власть советская поменялась на немецкую, то батюшка получил возможность служить открыто. Он служил в селе Белоусовка Полтавской области, где у него было много духовных чад, оставшихся верными истинному Православию, даже когда на батюшку и на Церковь опять начались гонения. После окончания войны, его снова арестовали. Причём перед арестом о. Никите предлагали остаться и служить официально в храме, но для этого он должен был вступить в компартию. От такого предложения батюшка, конечно же, отказался, и тогда по доносу подосланного комсомольца его арестовали. Сначала его приговорили к расстрелу, но потом: «Полтавским обл. судом 05.08.1952 года осуждён по статьям 54-3, 54-10 (часть 2), как враг народа за разжигание антисоветской пропаганды: «с использованием» религиозных идей на 25 лет лишения свободы...

После смерти Сталина была большая амнистия для осуждённых по 58 статье, среди которых было много верующих. Тогда, в 1955 г. вышел из лагеря и о. Никита... В село Овсюги, Гребенковского района, Полтавской области он прибыл 15 июня 1956 г.».

Вернувшись в село, о. Никита узнал, что его дом отдан под школу. Оставшись без семьи и крова, он вынужден был обратиться к монахине Мастридии, чтобы она приняла его к себе на жительство.

Из воспоминаний духовной дочери старца Никиты: «Матушка, сомневалась — она монахиня, а он священник — как быть? Но потом ей во сне был голос: «Не сомневайся, не бойся, приюти этого страдальца». И утром матушка соглашается принять его...

Люди, узнав, что у неё живёт священник, прибывший из заключения, стали носить милостыню: хлеб, молоко, картошку и всё необходимое... Через год он решил ехать к своему знакомому в Молдавию... В Молдавии батюшку арестовали, но, слава Богу, продержав одну ночь в камере, отпустили... После долгих скитаний он с разрешения рабы Божией Ульянии приехал к нам в Харьков. Пришёл он нищим, в ветхой рясе, шляпе, с палочкой и чётками; за спиной котомка...

О. Никита усиленно искал истинно-православного епископа, чтобы принести покаяние за пребывание в «советской церкви» и воссоединиться с Церковью истинной... Не найдя связей, и ввиду постоянных просьб его многочисленной катакомбной паствы, о. Никита с упованием на милость Божию стал самостоятельно совершать богослужения. Такое положение о. Никиты было оправдано и тем, что он был признан и многими другими истинно-православными священниками, имевшими дореволюционное рукоположение. Например, поддерживались отношения с братом новомученика Измаила Рождественского, катакомбным священником Михаилом Рождественским (†1988), который впоследствии отпевал о. Никиту. Имелась также связь и со священником Григорием Сокрутой (†1993), протоиереем Александром Шабельником (†1998) и другими катакомбными пастырями. Как своего правящего архиерея о. Никита стал поминать Предстоятеля Русской Православной Зарубежной Церкви митр. Анастасия, а потом митр. Филарета, а вл. Антония (Храповицкого) всегда поминал за упокой...

В начале 80-х священник, имевший связь с зарубежьем, письменно ходатайствовал перед архиеп. Антонием Женевским об о. Никите. И тогда Синодом РПЦЗ была принята рекомендация об о. Никите, как об истинно-православном пастыре...

В 70-е годы один почитатель о. Никиты тайно привёз ему из Московского исторического музея ценный документ, составленный духовным вождём истинного Православия — еп. Димитрием Гдовским. В документе еп. Димитрий преподавал своё благословение совершать богослужения всем антисергианским священнослужителям, если они по независящим от них причинам не имеют административной связи с каноническим архиереем, вплоть до момента восстановления таковой связи...

Почитал о. Никита и митр. Филарета (Вознесенского) и даже составил книжечку о нём, которую распространял среди верующих. В 1977 о. Никита послал свою письменную исповедь митр. Филарету...

Всё время до смерти о. Никита не имел советских документов, кроме справки, которую ему выдали при освобождении»...

Из-за постоянных доносов, о. Никите пришлось несколько раз менять место жительство, наконец, его духовным детям удалось приобрести для него в селе Лизогубовка (25 км от Харькова) маленький домик. Духовноя дочь старца рассказывает:

«Была пристроили ещё одну большую комнату, и батюшка стал там жить и служить, потом завели три коровы, огород... На общинные деньги купили машину, мотоцикл, помогали своим покупать дома, кто хотел жить ближе к батюшке».

Первоначально Харьковская община состояла из 30 человек, но постепенно приходили новые люди. К 60-м годам у о. Никиты была уже большая паства. Когда умирали катакомбные священники, то осиротевшая паства стекалась к оставшимся в живых священникам.

Среди духовных чад о. Никиты были верующие из Сибири, Средней Азии, Чувашии, Удмуртии, Центральной России и других мест.

По молитвам духовника многочисленные неразрешимые проблемы духовных чад старца разрешались чудесным образом, налаживался жизнь в сложное послевоенное время.

Из воспоминаний И.З.: «У нас был прихожанин Владимир из Себейкино. На него очень нападал сосед. Владимир на исповеди пожаловался о. Никите. Батюшка проговорил какую-то молитву, и когда Владимир возвратился домой, то сосед встретил его добродушно с улыбкой на лице».

Раба Божия Зинаида рассказывает:

- Впервые отец Никита приехал к нам в Кировоград (до 1924 г. город назывался Елизаветград) в 1961 году. Мне тогда был 21 год... И вот, по промыслу Божию, в дом к моей родной тёте приехал отец Никита с А.Д., и на службу пришла я со своей мамой. После его визита впечатление в моей душе осталось неизгладимое, он своей проповедью так на меня подействовал, что у меня опустились руки ко всему мирскому. Он так сумел доказать, что всё окружающее — это прах и пепел, это временные забавы, которые несут душе только гибель! Я месяц ходила как не я, на всё смотрела, как на ненужное и пустое. И после его посещения я стала удаляться от мира. Я только что вращалась среди людей, но всё это было формальностью, а мысли меня почти никогда не покидали, что когда-то настанет день, когда пред Всевышним за каждый шаг надо будет дать ответ! И сейчас я только могу написать: «Царство ему небесное, вечный покой»...

В годы безверия трудно было достать духовную литературу, о. Никита сам изготовлял брошюры, которые пользовались большой любовью среди верующих, из них они узнавали о жизни праведников, знакомились с их высказываниями. По свидетельству духовных чад старца в своей пастырской деятельности он часто обращался к трудам святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Дмитрия Ростовского. Следует отметить, что о. Никита распространял и книгу «Отец Арсений», о жизни старца Арсения (Стрельцова Пётра Андреевича (1894-1975 гг.). Один экземпляр этой книги он получил от духовных детей старца Арсения. На печатной машинке он отпечатал шесть книг, которые духовные чада старца Никиты читали по очереди.

О. Никите приходилось много ездить, он тайно посещал своих духовных чад в отдалённые районах. В одну из таких поездок о. Никиту с инокиней Евстолией задержали. Милиционер конфисковал корзинку с просфорами, и отвёл их в сельсовет. Старец стал просить заступничества у святителя Николая, он молил, чтобы святой сотворил чудо и его освободили. По милости Божией, их вскоре отпустили, председатель не смог записать показания «задержанных». Из воспоминаний духовной дочери старца: «Так как ни одна ручка не писала, председатель разозлился и потребовал: «Уведите этого колдуна отсюда!» Но запретил сажать о. Никиту и инокиню Евстолию на автобус, так и ушли они оттуда пешком.

Батюшка был прекрасный проповедник. Проповеди, обычно на духовно-нравственные темы, он говорил каждое воскресенье. Призывал пасомых жить честно, порядочно, не двоедушничать, не идти на сделки с совестью, не участвовать в делах тьмы... Призывал всех быть настоящими христианами.

Батюшка был очень сострадательный и милостивый к людям и животным. В посты он объезжал паству, и когда приезжал к людям, то всегда обращал внимание на домашних животных. Если собачка или кошечка были худые и голодные, он делал замечание хозяйке, говоря, что большой грех обижать животных... Один раз он рассказал историю: «Шла одна старушка в монастырь, и по пути села отдохнуть, хлебца перекусить и водицы испить. И вот подошла к ней бродячая собачка и просит поесть, постояла и ушла, т.к. бабушка ничего ей не дала. Пришла в монастырь, и сразу к старцу на исповедь. А старец был прозорливый, он поисповедовал её, а потом говорит: «А причащаться ты не будешь! Ты по дороге отдыхала, кушала, а рядом собачка голодная стояла, ты ей и кусочка хлеба не дала, вот за твоё жестокосердие тебе епитимия». Сам о. Никита мяса не ел, хотя не был монах...

За три месяца до смерти он заболел. Одна из наших сестёр, когда батюшка заболел, видела во сне: пришли три мужа в белых одеждах и принесли ему свёрток. Что в свёртке, она не видела, но слышала, как они сказали:

— Это тебе награда за твои тяжёлые долголетние труды. Но ты ещё поживёшь после этого.

И все три месяца, каждый день о. Никита причащался Святых Таин.

Незадолго до смерти я его спросила: «Батюшка, вам не страшно умирать?» Он ответил: «Нет! Вот ко мне пришли святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Дмитрий Ростовский!»... И ещё один раз я его спросила: «Батюшка, вы до Пасхи доживёте?», а он ответил: «Я и до Рождества не доживу!» Так и случилось, я постоянно возле него была и присутствовала при кончине. Умер он по-христиански, в 12 часов ночи мы беседовали, а в 4 часа утра он скончался тихо и мирно, как уснул.

Преставился о. Никита в день памяти святой великомученицы Екатерины 24 ноября / 7 декабря 1985 в возрасте 93 лет, в один год и месяц с глубоко почитаемым им митр. Филаретом. Отпевал о. Никиту известный катакомбный священник Михаил Рождественский из Санкт-Петербурга. Похоронен он на кладбище села Лизогубовка.

О. Никита и по сей день не оставляет свою паству. И сейчас, (по прошествии стольких лет), он помогает своими молитвами тем, кто прибегает к нему за помощью... Он сам перед своей кончиной сказал: «Не нужно обо мне плакать! А приходите ко мне на могилку, и я по милости Божией буду вам помогать».

Из воспоминаний духовной дочери старца Никиты р. Б. Параскевы:

«После смерти нашего дорогого батюшки у меня сильно заболела нога, так что я не могла на неё стать! Под Рождество Христово было 30 дней после его смерти, а мне было так скорбно, что я не поехала. Читала я житие святителя Иоасафа Белгородского, и во время чтения стала просить свт. Иоасафа: «Ты бы исцелил меня! Но ты меня не знаешь, пусть исцелит меня отец Никита!» И вскоре задремала. И вот вижу, из гроба поднимается о. Никита и смотрит на меня. Я от страха проснулась и встала с кровати, пройдя от волнения несколько шагов по комнате, и только спустя немного времени я поняла, что хожу без костылей и нога моя не болит».

Господи, упокой душу старца Никиты, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

Высказывания и наставления старца Никиты:

...Я истину вам говорю, что, как кроткое дитя слушает слова своего отца и лепечет, повторяя вслед за отцом, так и я наслаждаюсь, верю, слушаю, и желание есть исполнять слова Лествицы, которая говорит: «Если Дух Святый называется и есть мир души, а гнев есть возмущение сердца, то ничто не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость! В кротких сердцах почивает Господь, а мятежливая душа седалище диавола! Кроткая душа престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства! Несообразно видеть лисицу между курами, но ещё несообразней видеть пастыря гневливого! Ибо лисица губит кур, а сей смущает и погубляет разумные души». Эти слова святого отца, открывают нам врата Царства Небеснаго...

Кроме того, гнев стоит в числе семи смертных грехов! К смертным грехам относятся: гордость, сребролюбие, блудодеяния, чревоугодие, зависть, гнев и леность! А это же Лествица называет их и бесом, то есть бес гордости, бес сребролюбия, бес блудодеяния, бес зависти, бес гнева, бес чревоугодия! И я и этому без рассуждения и толкования верю. Когда Иоанн Кронштадтский говорит: «Один неправедный помысел у христианина изгоняет Христа из его сердца, и вселяет в сердце диавола, и этот христианин уже является обиталищем диавола, что и Св. Евангелие подтверждает — когда Пётр начал прекословить Господу, то Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

И когда через один неправедный помысел человек делается обиталищем диавола, то кольми паче через гнев, смертный грех! Помимо этого, гневливый притягивает к себе ещё один главный смертный грех — гордость! Иоанн Кронштадтский говорит: «Всякий гневливый есть горд! Ибо, когда он сердится, то он тайно имеет в сердце своём — своё «Я»! Все плохие, на кого он сердится, один Я только хорош!» Значит, нам необходимо согласиться по-детски, без всякого мудрования и высокоумия, что гневливый горд и обиталище и носитель диавола! Вот это и будет корень зла, корень нестроений в вашем стаде!

Печаль, слёзы и терзание тела своего есть двоякого рода. Печаль есть по Боге и по своих грехах, и есть печаль и слёзы о лишении благ земных, о лишении утешаться и наслаждаться страстями своими и разными непотребствами. Преп. Серафим Саровский говорит: «Кто победил страсти тот победил и печаль! Побеждённому страстями не избежать оков печали! Как больной заметен по бледности лица, так побеждённый страстями обличается печалью».

... Святые говорят: «Мнение смирения о себе — ужаснейший вид гордости! С великим трудом изгоняется гордость, когда человек не признаёт её гордостью, она кажется ему смирением!» «Кто сам себя хвалит, то это один из явных признаков прелести духовной».

Прелесть — есть ложная мысль!

Признаки прелести таковы:

Головы поднимают, как праведные.

Голос повышают, как достойные.

Упрекают, как умнейшие.

Предлагают своё, как знающие.

Ненавидят обличения, сердятся.

Имеют желание настаивать на своём.

Будем верить Св. отцам, что признак гордости — оправдывание себя... Да, мы все не понимаем своей выгоды, своей пользы. Мы стыдимся сознаваться открывать свои пороки и тем самым мешаем благости Божией. Ибо если я сейчас скажу: «Я слеп», то Господь скажет: «Хочу, прозри!» «Я хром», Господь скажет: «Ходи!» «Я прокажён» — «Хочу, очистись!» «Я глух» — «Хочу, слыши!»

Мы читаем в Евангелии, что Господь таковых слышит и исполняет их просьбу. Господь для таких и пришёл, спасти грешника! Но если мы этого не будем говорить, а будем оправдывать себя, как фарисей: «Я не таков, как этот мытарь», что подобно и мы так говорим: «Я незлобивая, со мной можно жить» — не так, мол, как с другими — «я кротка, смиренна, незлобива, не горда». И если мы так будем говорить, то и от нас Господь отвратит лице Своё, как от фарисея!

Варсануфий Великий говорит: «Признающий себя грешником и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается, но почитает всех лучшими и разумнейшими себя. Как же ты восстаешь против лучших себя? Будь внимательным, брат, — это неправда. Мы ещё не достигли, чтобы считать себя грешными... Кто любит обличающего его, тот премудр (Притч. 9:8). Если же любишь его и не исполняешь того, что слышишь от него, то это более походит на ненависть. Мы видим из притчи о мытаре и фарисее, что Господь пришёл не хвалить, а осудить тех, которые хвалят себя. А посему, если и мы будем говорить в похвалу себе: «Я не зла, я кротка, я смиренна, со мной можно жить, я служу братии», то и мы предстанем суду Божию!

Не проявляй своей воли.

Никогда не настаивай на своём.

Осторожненько можешь дать совет.

Внушить себе, что ты одна — раба неключимая, а все — господа.

Что все — святые, одна ты — грешная. Как ты можешь открыть уста свои против своих господ и Ангелов?!

Что отдал, то приобрёл; Что удержал, то потерял! Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Старец некоторый задаёт вопрос: «Как может человек узнать, что его молитва благоприятна пред Богом?» И отвечает: «Если не сохранит человек того, чтобы не обидеть ближнего своего каким бы ни было делом, телесным или душевным, то молитва его будет гнусна и не принята Богом. Ибо стенания ближнего не допустят его молитве дойти до Бога! И если не примирится скоро с ближним своим, во время жизни своей, то не очистится от грехов своих! Ибо написано: Елика свяжете на земли, будут связана на Небеси» (Древний Патерик).

К этому же Нил Мироточивый Афонский говорит: «Тот, который наносит скорби человеку, уподобляется искусителю, то есть диаволу. Примирись, брат, пожалей себя; утешь тобою оскорблённого — досадующего. Потерпи сам, унизь себя, останься обиженным; избави себя от вечной муки! Господь сказал: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19)».

Достойно, по делам моим, я подлежу суду Феодора Студита.

Достоин, чтобы я был попран лежащий на земле ногами верующих. Сие также принимаю по делам моим. Скажу словами разбойника: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!

Святый Нил Мироточивый говорит, что придёт антихрист тогда, когда обнищает мир! Но что же за обнищание такое постигнет мир? Много видов этой нищеты, которая будет окружать мир!

Во-первых, обнищает мир мирностию между собою, любовию, единодушием, целомудрием. Говорится в Деянии, что у первенствующей Церкви у множества уверовавших было одно сердце и одна душа. А у нас?! Не стыдно ли нам?!

...Ведь одно разногласие — дело плоти — изгоняет Христа! Открыли мы врата сердец наших для входа диавола, губителя и мучителя душ наших.

Чем же мы отгоняем Христа Господа? Отгоняем Господа: злобою и враждою между собою, осуждением один другого, клеветою, гордостию, гневом, ненавистию, немирностию между собою.

Может ли Христос вселиться и пребывать в подобных домах, келиях, сердцах, когда Святый Отец Иоанн Кронштадтский говорит: «Ты постоянно замечаешь, что Бог самомалейшей, мгновенной нечистоты не терпит в тебе, и тебя тотчас по допущению помысла оставляет мир души и вместе Сам Бог, и ты делаешься вместилищем диавола, если тотчас не отвергнешь греха покаянием».

Вот, например, свят. Игнатий Брянчанинов говорит: «Случайностей нет, нет слепого случая. Бог управляет миром, Бог управляет вселенной, управляет Бог и жизнью каждого человека во всей ея подробности». Вот на этих словах мы всю жизнь свою, всё учение проводим, утешаем себя во всех случаях. Например: явилась болезнь, мы уверены в том, что она не случайно явилась, или от греха, или от нашей неосторожности...

Во святой книге Псалтырь говорится: Все пути Господни есть милость Божия. Вот и утешение и болящим... Легче перенести эти болезни тут, а в будущем избавиться вечных мук, малая ли выгода для болящих!

Причина какая-нибудь есть попущению болезни, однако и в болезни нельзя дремать! Не сычать, не гневаться, не раздражаться, если не по-твоему говорят или делают. Святые предлагают нам всем рецепт, говорят: «Нет большей добродетели, как простить ближнему его обиду, за это изглаживаются грехи тайные, никому неведомые, кроме твоей совести».

Не должно увлекаться мнением человеческого общества, хотя бы это мнение было мнением значительного большинства! Должно руководствоваться светом Священного Писания и писаний Отеческих. Великое бедствие впасть по причине неведения и легкомыслия под руководство лжеучителя. Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму (Мф.15:14). В яму погибельную, — сказал Господь! Аминь.

Святые говорят: покаяние всемогуще как таинство, как установление Всемогущего Бога. Нет греха, который бы устоял против лица покаяния. Он есть дар, данный нам от Бога! Поспешим все каяться, помня епитимию Спасителя: Иди и больше не греши!

Эти слова: «Смирение никогда не гневается», — будут служить для тебя зеркалом!

Хочешь ты знать, смирен ли ты, проследи за собой, если ты разгневался, то ты не смирен!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: