Социальное равенство

Богатство так же определяет социальную и классовую принадлежность, как происхождение — принадлежность к касте. В сикхизме отношения между классами, в основе которых лежат экономические различия, рассматриваются в аспекте принципа равенства. Сикхизм отвергает идею превосходства класса, имеющего экономические преимущества, над другими классами. Гуру говорит:

“Человек, знающий Бога, взирает на всех как на равных,

Подобно тому как ветер одинаково овевает и обывателя,

и царя.”

(Гаури Сукхмани Мохалла 5, 8-1, с-272)

Таким образом, в сикхизме не существует особого этического кодекса для представителей высших классов. Все люди, и богатые, и бедные, имеют равные права, равную ценность и равны в социальном отношении. Поскольку смерть уравнивает всех, Гуру подчеркивает:

“Никто в этом мире не живет вечно;

Ни царь, ни нищий в нем не останутся;

все лишь приходят и уходят.”

(Рамкали Мохалла 1, 11, с-931)

Следовательно, в основе ошибочной идеи социального превосходства одних людей над другими лежит неправильное понимание сущности мира. На необходимость признания достоинства человека независимо от его принадлежности к тому или иному экономическому классу указывает и случай из биографии Гуру Нанака, известный под названием истории Бхаи Лало и Малика Бхаго. Гуру Нанак тогда отказался от роскошного обеда у Малика Бхаго ради обыкновенного хлеба грубого помола, который ему предложил Бхаи Лало. Мораль, вытекающая отсюда, такова: к бедному не следует относиться как к низшему; во всех нужно видеть равных, безотносительно к их материальному благосостоянию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: