Древний Египет.Возникновение государственности

Право.

Древнее восточное общество весьма традиционно.

1) Долгое время сохраняются пережитки родового строя. Это выражается в том, что оно закрепляет наличие общины. (Так как на Древнем Востоке в силу климатических условий люди вынуждены были работать вместе в составе различных коллективов). Во всех уголках Древнего Востока общины играют огромную роль (исключение – Египет). Особую роль играет такое наказание, как изгнание из общины (утеря всех прав и обязанностей, свойственных лицу, как члену общины);

2) Сохранение общин препятствовало развитию классовых отношений. Классы не развиты, зарождаются очень медленно. Древневосточное право закрепляет наличие рабства. Наличие патриархального рабства, которое существенно отличается от классического рабства. Оно представляет собой:

@ Раб, как младший член семьи;

@ Труд рабов используется в домашнем, а не в сельском хозяйстве;

@ Допускались браки между свободными рабами;

@ Рабы могли иметь в собственности имущество, а, следовательно, могли быть участниками обязательственных отношений. Хотя раб – это все равно часть имущества своего хозяина;

Древневосточное право не есть равное право для всех, оно:

3) Закрепляет социальное неравенство, закрепляет различные группы населения (сословия, варны и т.д.). Исключение – Египет – здесь будет единообразие;

4) Древний Восток связывается с идеей патриархальной семьи (коллектив людей, находящийся под управлением «отца» семейства);

5) Связь с религией. Право рассматривается как изречение божества. Многие религиозные нормы – истоки правовых норм. Нередко правовые и религиозные нормы весьма тесно переплетаются друг с другом (Законы Ману в Древней Индии, самые первые судьи были жрецы. Именно они являлись хранителями права предков и играли огромную роль в отправлении правосудия);

6) Источники права появлялись в исторической последовательности: обычаи, религиозные нормы Þ судебные прецеденты Þ нормативные правовые акты, закон, который исходит от правителя. Существенная особенность - Древняя Индия, где жрецы активно участвовали в законотворчестве. Закон на Древнем Востоке появляется весьма рано, активно используется для проведения внутренней политики. Все древневосточные акты обладали чертами, присущими всем источникам права. Они были бессистемны, не содержали общих терминов, понятий формулировок;

7) Казуистичность (казус – случай). Современные нормы абстрактны. Все развитие права шло от конкретного к общему. Предполагает, что норма права формулируется в виде описания конкретных случаев, имевших место в судебной практике;

8) Формализм и символизм. Формализм означает, что наступление юридически значимых последствий зависит от соблюдения предусмотренного действующим правом форм (формальностей). Содержание не всегда имеет серьезное значение. Символизм – наступление юридически значимых последствий, которое связывается с наличием определенных вещей, играющих роль символов, при современном определении акта;

9) Консерватизм. Стремление обеспечить вечность, незыблемость античного права, поскольку это изречение божества;

Возникает в северо-восточной части Африки, в долине реки Нил. Египет – так назвали его греки (означает: дворец духов Пта). Сами египтяне называли свое государство Кемет (Хемт, Хамт).

Египет – это дар Нила. В этом районе возникает государственность, поскольку здесь люди могли жить, если они строили специальные сооружения, которые называли ирригационными. Люди жили и трудились вместе в этом районе.

На возникновение и развитие государственности оказала влияние замкнутость, наличие естественных преград и границ. Египет формируется как этнически однородное государство. Уже в V-IV тысячелетии до нашей эры здесь, в долине Нила, формируется высокая культура, строятся серьезные ирригационные сооружения, здесь известна медь, сооружаются глинобитные сооружения. Появляется государственность (V-IV тыс. до н.э.), возникают первые протогосударства. Они формируются в виде объединений нескольких общин вокруг храма, во главе – жрец. Территория тянулась на несколько километров вдоль берега Нила.

Ном – протогосударство вдоль берега Нила. На рубеже IV-III тыс. до н.э. Существовало около 20 номов в Верхнем Египте. Они соперничали и воевали друг с другом. Номы на севере объединились в Нижний Египет, на юге – в Верхний Египет. Образовалось 2 государства. Они враждовали. Впоследствии Верхний Египет побеждает и происходит объединение (приблизительно в 3100 году до нашей эры).

Первый правитель Египта – Менес (Мина), который становиться фараоном (первый сын бога Ра).

В истории государственности Египта выделяют несколько периодов:

1) Раннее царство (3100-XXVIII век до нашей эры). Время правления первых двух династий фараонов;

2) Древнее царство (XXVIII-XXIII век до нашей эры). Правят 3-6 династия фараонов после этого периода начинается первый переходный период (период децентрализации, междоусобиц) (XXIII-XXI века до нашей эры);

3) Среднее царство (XXI-XVIII века до нашей эры). Вновь централизованное государство, правят 11 и 12 династии. Второй переходный период (XVIII-XVI века до нашей эры). Эпоха завоевателей, завоеваний.

4) Новое царство (XVI-XI века до нашей эры). Правят 18-20 династии. Расцвет;

5) Позднее царство (XI-IV века до нашей эры). До 332 года до нашей эры. Период упадка. На этом последнем этапе (20-30 династии) Египет становиться добычей различных завоевателей. В VI веке до нашей эры – приходят персы, а в IV веке Александр Македонский включил в состав своей империи Египет. Греки восхищались Египтом. В первом веке до нашей эры Египет – провинция Римской империи. В IV веке нашей эры Египет войдет в состав восточной части Римской империи, а затем Византии. 476 год – год падения Рима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: