Производство

Допустим, цена блага Х снижается с РX1 до РX2, а цена блага Y остаётся постоянной. В этом случае происходит два процесса:

1) Потребители могут позволить себе купить больше блага Х, так как растёт их реальный доход (эффект дохода).

2) Потребители начнут потреблять больше блага Х, так как оно стало относительно более дешевым, чем благо Y (эффект замещения).

Эти два процесса происходят одновременно, но мы подчеркнём их различия, проанализировав, в какой мере увеличение спроса на благо вызвано эффектом дохода, а в какой – эффектом замещения. Используем интерпретацию Дж. Хикса.

Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е0 в точку Е1 (рис. 2.12) и Х0 в Х1 – общий эффект изменения спроса.

 
 

Рис. 2.12 - Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ

Эффект замещения представляет собой изменение потребление товара связанное с изменением его цены при условии, что уровень полезности (или реальный доход потребителя) остаётся неизменным.

Чтобы измерить эффект замещения проведём на графике линию, параллельную R1S1 так, чтобы она касалась кривой безразличия U1 (соответствует прежнему реальному доходу, но новому соотношению цен). Отрезок Х0Х2 – показывает изменение спроса в результате эффекта замещения.

Эффект дохода представляет собой изменение потребления товара, вызванное ростом покупательной способности при оставшихся неизменными ценами на товар.

На графике рост покупательной способности выражался бы сдвигом линии R2S2 в положение R1S1 и переходом из точки равновесия Е2 в точку Е1. Отрезок Х2Х1 показывает изменение спроса в результате эффекта дохода.

Эффект дохода является положительным для нормальных товаров и отрицательным для низкокачественных товаров (при росте дохода потребление товара снижается) (рис. 2.13).

 
 

Рис 2.13 - Эффект дохода и эффект замещения для низкокачественных благ

Хотя для низкокачественных благ эффект дохода отрицательный, он редко бывает достаточно большим, чтобы перевесить положительный эффект замещения. В итоге, когда цены снижаются, потребление низкокачественных благ всё равно растёт.

Для некоторых товаров отрицательный эффект дохода очень велик и больше эффекта замещения. Такие товары называют товарами Гиффина. Товар Гиффина – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена (кривая спроса становится восходящей), поскольку эффект дохода превышает эффект замещения (рис. 2.14).


Рис. 2.14 - Эффект дохода и эффект замещения для товаров Гиффина

ПРОИЗВОДСТВО

ПЛАН

1. Технология производства

2. Изокванты

3. Производство с одним переменным фактором производства (трудом)

4. Производство с двумя переменными вводимыми факторами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: