Тексты 13 - 14

тапаса брахмачарйена шамена ча дамена ча тйагена сатйа-шаучабхйам йамена нийамена ва

деха-ваг-буддхиджам дхира дхармаджна(гйа)х шраддхайанвитах кшипантй агхам махад апи вену-гулмам иваналах

тапаса - аскезой (добровольным отказом от материальных наслаждений); брахмачарйена - целомудрием (основным видом аскезы); шамена - обузданием ума; ча - также; дамена - полным обузданием чувств; ча - также; тйагена - добровольными пожертвованиями на благие цели; сатйа - правдивостью; шаучабхйам - соблюдением внутренней и внешней чистоты; йамена - отказом от насилия и проклятий; нийамена - регулярным повторением святого имени Господа; ва - и; деха-вак-буддхи-джам - порожденный телом, речью и умом; дхирах - уравновешенные; дхарма-джна(гйа)х - знатоки религиозных заповедей; шраддхайа анвитах - обладающие верой; кшипанти - уничтожают; агхам - любой грех; махат апи - даже самый тяжелый и отвратительный; вену-гулмам - пучок засохших стеблей бамбука; ива - как; аналах - огонь.

Чтобы обратить ум к Абсолютной Истине, надо хранить целомудрие, не поддаваясь искусу, и совершать аскезу, отказываясь от чувственных наслаждений. Надо обуздать ум и чувства, щедро давать подаяние, быть правдивым, хранить чистоту, не прибегать к насилию, следовать предписаниям Вед и неустанно повторять святое имя Господа. Так уравновешенный и воздержанный человек, который знает законы религии и обладает твердой верой, сможет на время очиститься от всех грехов, совершенных в мыслях, словом или делом. Но грехи подобны сухим стеблям вьюнка, обвивающего бамбук: стебли нетрудно сжечь, однако корни останутся в земле и при первой возможности дадут новые побеги.

КОММЕНТАРИЙ: В смрити-шастре сказано: манасаш чрийа нам ча аикагрйам парамам тапах - «Тапах - это способность в совершенстве владеть своим умом и чувствами, умение полностью сосредоточить их на одном деле». Движение сознания Кришны учит людей, как сосредоточить ум на преданном служении Господу. Это - лучшая тапа.

Брахмачарья, целомудрие, сводится к соблюдению восьми заповедей: брахмачари не должен думать о женщинах, говорить о сексе, заигрывать с женщинами, смотреть на них с вожделением, беседовать с ними наедине, желать близости с ними, и уж тем более ему не следует пытаться вступить в связь с ними и вести половую жизнь. Брахмачари должен избегать даже мысли о женщинах, не говоря уже о том, чтобы заглядываться на них или беседовать с ними. Таким подобает быть истинному брахмачари. Если брахмачари или санньяси беседует с женщиной наедине, он может поддаться искушению и вступить с ней в тайную связь. Поэтому настоящие брахмачари избегают общения с женщинами. Истинному брахмачари нетрудно обуздывать ум и чувства, быть щедрым, говорить только правду и следовать другим предписаниям. Но в первую очередь ему следует укротить язык и ограничить себя в еде.

Тот, кто избрал путь преданного служения (бхакти-марг), должен строго соблюдать все необходимые предписания, а для этого нужно прежде всего научиться обуздывать язык (севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах). Усмирить язык (джихву) можно, если регулярно повторять Харе Кришна маха-мантру, говорить только о том, что связано с Кришной, и не есть ничего, что не было принесено в жертву Кришне. Тому, кто таким образом научится управлять своим языком, не составит труда следовать брахмачарье и другим очистительным методам. Как будет сказано далее, путь преданного служения совершенен и потому выше пути кармической деятельности и пути умозрительного философствования.

Шрила Вирарагхава Ачарья, ссылаясь на Веды, замечает в этой связи, что аскеза предполагает соблюдение всех постов (тапасанашакена). А Шрила Рупа Госвами говорит, что атьяхара, переедание, препятствует духовному совершенствованию. В «Бхагавадгите» (6.17) Кришна провозглашает:

йуктахара-вихарасйа

йукта-чештасйа кармасу

йукта-свапнавабодхасйа

його бхавати духкха-ха

«Тот, кто умерен в еде, сне, отдыхе и труде, способен, занимаясь йогой, избавиться от любых материальных страданий».

В рассматриваемом нами стихе из «Бхагаватам» примечательно слово дхирах. Так называют людей, которые всегда остаются невозмутимыми. В «Бхагавад-гите» (2.14) Кришна говорит Арджуне:

матра-спаршас ту каунтейа

шитошна-сукха-духкха-дах

агамапайино 'нитйас

тамс титикшасва бхарата

«О сын Кунти, преходящие радости и страдания сменяют друг друга подобно тому, как на смену зиме приходит лето. Их источником, о потомок Бхараты, являются ощущения, возникающие в органах чувств, и человек должен научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым». Материальная жизнь приносит нам многочисленные страдания: адхьятмика, адхидайвика и адхибхаутика. Дхирой называют того, кто умеет терпеть любые невзгоды и всегда остается невозмутимым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: