ТЕКСТ 12. токанам питарау бандху дришах пакшма стрийах патих

токанам питарау бандху дришах пакшма стрийах патих

патих праджанам бхикшунам грихй аджна(гйа)нам будхах сухрит

токанам - детей; питарау - родители (отец и мать); бандху - друзья; дришах - глаЯза; пакшма - веко; стрийах - женщины; патих - муж; патих - защитник; праджанам - граждан; бхикшу нам - нищих; грихи - домохозяин; аджна(гйа)нам - неграмотных; будхах - образованный; су-хрит - друг.

Как отец и мать окружают дружбой и заботой своих детей, как веко бережет глаз, а муж - жену, как домохозяин помогает нищим, а грамотный - невеждам, так и царю подобает охранять жизнь и благополучие своих подданных. Деревья тоже подданные царя, поэтому он должен взять их под свою защиту.

КОММЕНТАРИЙ: По воле Всевышнего у слабых, беспомощных существ есть покровители и защитники. Деревья также считаются праджами, гражданами, поэтому долг царя - заботиться даже о них, не говоря уже об остальных. Царь призван защищать всех, кто населяет его царство. Так, хотя забота о детях - это прямая обязанность родителей, царь должен следить за тем, чтобы все родители безупречно исполняли свой долг. Царь в ответе и за других опекунов, названных в этом стихе. Надо заметить, что нищие, которых должны содержать семейные люди, - это не обычные нищие, а санньяси и брахманы, которых семейные люди должны кормить и одевать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: