Состязание Пана с Аполлоном

Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на

состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В

пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон

на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его

пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда

замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей

кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие

кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели

золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди

тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон;

замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу.

Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой

Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за

уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно

прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном,

удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные

звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

ГЕРОИ

ПЯТЬ ВЕКОВ[1]

---------------------------------------------------------------

[1] Поэт Гесиод рассказывает, как современные ему греки смотрели на

происхождение человека и на смену веков. В древности все было лучше, но

постоянно жизнь на земле ухудшалась, и хуже всего жилось во времена Гесиода.

Это понятно для Гесиода, представителя крестьянства, мелких земельных

собственников. Во времена Гесиода все больше углублялось расслоение на

классы и усиливалась эксплуатация бедноты богатыми, поэтому бедному

крестьянству действительно жилось плохо под гнетом богатых крупных

землевладельцев. Конечно, и после Гесиода жизнь бедняков в Греции лучше не

стала, по-прежнему эксплуатировали их богатые.

---------------------------------------------------------------

Изложено по поэме Гесиода "Труды и дни"

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали

счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как

блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни

печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их

ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть,

наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они

имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не

приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны

были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили

люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век

на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После

смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений.

Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло.

Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как

первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди

серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих

матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом

возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они

в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались

бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын

Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не

повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в

подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни

печалей; им тоже воздают почести люди.

Отец Зевс создал третий род и третий век -- век медный. Не похож он на

серебряный. Из древка копья создал Зевс людей -- страшных и могучих.

Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они

земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им

громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и

неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома,

медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа.

Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро

сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же

черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал

на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный,

более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в

злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив,

в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда

явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море.

Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли,

вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных

вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в

год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской -- железный. Он продолжается и теперь

на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный

труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и

добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг

не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями.

Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга

разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила.

Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели

они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие

беды, и нет у них защиты от зла.

ДЕВКАЛИОН И ПИРРА (ПОТОП)[1]

---------------------------------------------------------------

[1] В этом мифе дается рассказ о всемирном потопе и о том, как

Девкалион и Пирра спасаются в огромном ящике. Миф о потопе существовал и в

древнем Вавилоне: это миф о Пирнапиштиме, или Утнапиштиме, который

заимствовали и древние евреи. У них -- это библейский миф о всемирном потопе

и Ное.

---------------------------------------------------------------

Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые,

не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них;

особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии [2], Ликаон. Однажды

Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что

он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его

как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и

издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он

убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и

предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом

молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного

волка.

---------------------------------------------------------------

[2] Область в центре Пелопоннеса.

---------------------------------------------------------------

Все нечестивей становились люди, и решил великий тучегонителъ,

эгидодержавный Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю

такой сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем

ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи.

Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках подымалась все выше и выше,

заливая все кругом. Скрылись под водой города со своими стенами, домами и

храмами, не видно было уже и башен, которые высоко подымались на городских

стенах. Постепенно вода покрывала все -- и поросшие лесом холмы, и высокие

горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами моря. Одиноко подымалась

средь волн вершина двуглавого Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал

свою ниву и где зеленели богатые спелыми гроздьями виноградники, плавали

рыбы, а в лесах, покрытых водой, резвились стада дельфинов.

Так погиб род людской медного века. Лишь двое спаслись среди этой общей

гибели -- Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету отца своего

Прометея, Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов

и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик Девкалиона по

волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец, волны пригнали его к двуглавой

вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом, прекратился. Девкалион и Пирра

вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу, сохранившему их

среди бурных волн. Вода схлынула, и снова показалась из-под волн земля,

опустошенная, подобная пустыне.

Тогда эгидодержавный Зевс послал к Девкалиону вестника богов Гермеса.

Быстро понесся над опустевшей землей вестник богов, предстал пред

Девкалионом и сказал ему:

-- Властитель богов и людей Зевс, зная твое благочестие, повелел тебе

выбрать награду; выскажи твое желание, и исполнит его сын Кропа.

Девкалион ответил Гермесу:

-- О, великий Гермес, об одном лишь молю я Зевса, пусть опять населит он

землю людьми.

Быстрый Гермес понесся обратно на светлый Олимп и передал Зевсу мольбу

Девкалиона. Великий Зевс повелел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать

их, не оборачиваясь через голову. Девкалион исполнил веление могучего

громовержца, и из камней, которые бросал он, создались мужчины, а из камней,

брошенных женой его Пиррой, -- женщины. Так земля получила после потопа

снова население. Ее заселил новый род людей, происшедших из камня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: