Тренировки дзен в Северной Калифорнии

В лесистых горах на севере Калифорнии, в тени громадной горы Шаста - "священной" горы местных индийских племен, давнего средоточия оккультных поселений и деятельности, которые ныне вновь оживились, с 1970 года возник монастырь дзен-буддистов. Дзеновские храмы были задолго до 1970 года в крупных городах западного побережья, где жили японцы; были и попытки организовать монастыри в Калифорнии, но "Аббатство Шаста", как его называют, является первым успешно организованным американским монастырем (в дзен-буддизме "монастырь" - это прежде всего школа обучения и тренинга дзеновских "священнослужителей" обоего пола).

Атмосфера Аббатства Шаста очень упорядоченная и деловая. Посетители (которым разрешают экскурсии под руководством гида в определенное время, но запрещается общаться с обитателями) видят монахов или учеников в традиционных черных одеяниях и с выбритыми головами; каждый явно знает, что ему следует делать, и отчетливо ощущается общая серьезность и углубленность.

Тренинг представляет собой курс, рассчитанный на пять (и более) лет, который дает право окончившим его стать "священнослужителями" и учителями дзен и отправлять буддийские церемонии. Как и в мирских школах, ученики платят за помещение и стол (175 долларов, вносимых ежемесячно за месяц вперед - это уже способ отсева несерьезных претендентов), но сам образ жизни скорее монашеский, чем студенческий. Одежда и поведение предписываются строгими правилами, общие вегетарианские трапезы проходят в полном безмолвии; вся жизнь сосредоточена вокруг зала для медитации, где ученики не только медитируют, но и едят и спят; все не-дзеновские религиозные обряды запрещены. Жизнь чрезвычайно интенсивна и заполнена, и каждое дело обыденной жизни сопровождается особой буддистской молитвой, которая произносится про себя.

Хотя Аббатство и принадлежит к "реформированной" секте Сото Дзен, чтобы подчеркнуть ее независимость от Японии и приспособленность к американскому образу жизни - все обряды и церемонии следуют традициям японского дзен-буддизма. Это церемония посвящения в буддисты, обряды, приуроченные к равноденствию и празднующие "преображение личности", церемония "кормления голодных духов" (поминовения усопших), "День основателя", когда возносятся молитвы тем, кто передавал традицию дзен, вплоть до сегодняшнего учителя, фестивали, посвященные просвещению Будды, и тому подобное. Поклонение выражается в поклонах перед изображением Будды, но главное во всем обучении - это учение о "естестве Будды" внутри каждого человека.

Учитель Дзен в Аббатстве Шаста - представительница Запада и притом женщина (буддизм это допускает), Джийю Кеннет, англичанка, родившаяся в семье буддистов в 1924 году, обученная буддизму различных толков и получившая "посвящение" в монастыре Сото Дзен-буддизма в Японии. Она приехала в Америку в 1969 году и на следующий год организовала вместе с немногими молодыми учениками монастырь, который с тех пор очень быстро разрастался, привлекая главным образом молодежь (юношей и девушек в возрасте примерно двадцати лет)

Причиной такого процветания монастыря, не говоря о естественной привлекательности дзен-буддизма для поколения, которое тошнит от рационализма и чисто формального обучения, - видимо, является и мистицизм "подлинной передачи" дзеновского обучения и традиций, так как "аббатиса" прошла обучение и получила посвящение в Японии; а ее личные качества - то, что она иностранка и рождена в буддистской вере, но при этом вполне в курсе современных настроений (в сочетании с чисто "американской" практичностью)- вполне объясняет ее влияние на молодое поколение новообращенных американцев-буддистов.

Цель дзеновского тренинга в Аббатстве Шаста - заполнить всю жизнь "чистым дзеном". Ежедневная медитация (временами она доходит до восьми-десяти часов в день) становится основой той сосредоточенной, интенсивной религиозной жизни, которая должна привести к "постоянному миру гармонии тела и духа". Особое значение придается "духовному росту", и публикации Аббатства - журнал, выходящий раз в два месяца и несколько книг аббатисы - обнаруживают очень тонкое понимание духовного позерства и фальшивок. Аббатство возражает против насаждения японских национальных обычаев (в противовес буддистским); предостерегает против опасности "беготни по разным гуру" и ложного поклонения учителям дзен; запрещает астрологию, предсказание будущего (даже китайскую "Книгу перемен"), выходы в астрал и все другие виды психической и оккультной активности; вышучивает академический и интеллектуальный (в отличие от экспериментального) подход к дзен-буддизму и делает особый упор на тяжелый труд и суровый тренинг, отметая все иллюзии и фантазии о самом себе и о "духовной жизни". Обсуждения "духовных" вопросов юными "священнослужителями" дзен (опубликованные в журнале Аббатства) своим серьезным и эрудированным характером удивительно напоминают дискуссии между серьезными молодыми православными мирянами и монахами. По интеллектуальному направлению и взглядам эти молодые буддисты кажутся очень похожими на многих из наших православных верующих. Сегодня молодой православный христианин вполне мог бы сказать: "Вот где бы и я сам пребывал, если бы не милость Господня", настолько убедительно искренними выглядят духовные воззрения этого дзеновского монастыря, который дает почти все, что может пожелать молодой религиозный искатель наших дней - за исключением, разумеется,- Христа, истинного Бога, и вечного спасения, которое лишь Он один может даровать.

В монастыре преподают буддизм, не похожий на "холодную отвлеченную дисциплину", а исполненный "любви и сочувствия". В противовес обычным толкованиям буддизма, аббатиса подчеркивает, что средоточие буддийской веры - не последнее "ничто", а живой "бог" (по ее уверениям, это и есть эзотерическое буддийское учение). "Тайна Дзена... состоит в том, чтобы знать наверняка, для себя лично, что Космический Будда существует. Истинный учитель - это тот или та, кто никогда не колеблется в своей уверенности и любви к Космическому Будде... Я была вне себя от радости, когда я, наконец, твердо узнала, что Он существует; моя любовь к благодарность не знала границ. И такой любви, какая исходила от Него,. я тоже никогда не чувствовала; вот почему я хочу, чтобы все тоже почувствовали ее" (Журнал Аббатства Шаста, янв.-февр. 1978, с 6)

В настоящее время в Аббатстве Шаста и его "монастырях-филиалах", расположенных главным образом в Калифорнии, находится около семидесяти учеников, готовящихся к роли священнослужителей. Монастырь находится в стадии бурного роста, что касается как его собственной территории, так и его "миссии" среди американского народа; растет движение мирских буддистов, которые считают Аббатство своим религиозным центром и часто совместно с психологами и другими заинтересованными лицами удаляются туда на сессии медитирования различной продолжительности. Аббатство Шаста, со своими публикациями, консультациями и инструктажем в городах Калифорнии, с проектами школы для детей и приюта для престарелых - действительно успешно идет к своей цели "насаждения дзен-буддизма на Западе".

К христианству аббатиса и ее ученики относятся довольно благосклонно, они уважают Добротолюбие и другие духовные православные писания, признавая, что православие - наиболее близкое им из "христианских" верований, но считают, что они сами "выше таких предметов, как теология, диспуты о доктринах и всякие "измы" и считают,. что все это находится вне "Истинной Религии" (Журнал Аббатства Шаста, янв.-февр. 1978, с 54)

Дзен фактически не имеет теологического фундамента, он опирается всецело на опыт и таким образом впадает в то самое "прагматическое заблуждение", которое уже отмечалось выше в нашей книге, в главе об индуизме: "Если оно действует, значит, оно истинно и хорошо". Дзен, без всякой теологии, не более чем индуизм способен отличить доброе от злого в области духовного опыта; он может только утверждать, что нечто кажется хорошим, потому что приносит "мир" и "гармонию", насколько можно судить природными силами разума, а не опираясь на какие-либо откровения - а все остальное он отметает как более или менее иллюзорное. Дзен обращается к так широко распространенной в наши дни тонкой гордыне тех, кто полагает, что может сам себя спасти и поэтому не нуждается ни в каком Спасителе, кроме самого себя.

Из всех современных восточных учений дзен, возможно, самое интеллектуальное изощренное и духовно трезвое. Его учение о сочувствии и любви к "Космическому Будде", быть может, - самый высокий религиозный идеал, который может достигнуть человеческий разум - без Христа. Его трагедия в том и заключается, что в нем нет Христа, а значит нет спасения, и сама изощренность и трезвость очень эффективно препятствует его последователям искать спасения в Христе. При всем своем спокойном и сочувственном тоне Дзен, быть может, является самым печальным из всех напоминаний о "пост-христианской" эпохе, в которую мы живем. Не-христианская "духовность" уже больше не чуждое влияние, проникшее на Запад - она сделалась собственно-американской религией и пустила глубокие корни в сознании Запада. Пусть это послужит нам предостережением: религия будущего будет не просто культом или сектой, но могучим и глубоким религиозным течением, которое будет абсолютно убедительно для ума и сердца современного человека.

5. Новая "духовность" против христианства.

Можно привести множество других примеров восточных культов на Западе: каждый год приносит новые культы или новые перелицовки старых. Вдобавок к откровенно религиозными культам, в последнее десятилетие особенно размножились мирские "культы самосознания", как их назвал один популярный журнал*. (*сноска: Ю.С. Ньюз энд Уорлд Рипорт, 18 февр. 1976, с 40)

Эти группы "терапии сознания" включают "Эрхардский тренинг-семинар", основанный в 1971 году, "Рольфинг", "Управление сознанием Сильва" и разнообразные формы общения и "биологической обратной связи" (биофидбек); все они сулят "снятие напряжений" и "раскрытие скрытых возможностей" человека на более или менее приемлемом "научном" жаргоне. Вспоминаются и другие движения "самосознания", от "Христианской науки" до "Науки духа" и "Наукологии", которые сейчас уже выходят из моды.

Все эти движения несовместимы с христианством. Всех православных христиан следует решительно призвать не соприкасаться с ними. Почему мы так категорически утверждаем это?

1. Эти движения не имеют никакой опоры в христианских традициях или практике, но являются чистейшим продуктом восточных языческих религий или современного спиритизма, более или менее разбавленных и зачастую претендующих на "не-религиозность". Они не только распространяют ложное, не согласное с доктриной христианства воззрение на духовную жизнь, - они направляют человека, посредством языческих религиозных опытов или психических экспериментов, на ложный духовный путь, который ведет к духовной и психической погибели, а в конце концов - и к вечной погибели души.

2. В частности, ощущение "духовного покоя", которое дают разнообразные медитации, будь то без особого религиозного содержания (как это обещает "ТМ", некоторые формы йоги и дзен, и все мирские культы) или с языческим религиозным содержанием (как Хари Кришна, "Миссия Божественного Света", "3НО" и т.д.) - это вступление в "космические" духовные области, где более глубинные стороны человеческой личности вступают в контакт с настоящими духовными существами. А эти существа, в теперешнем человеческом падении - прежде всего, демоны (бесы) или падшие духи, которые ближе всего к человеку* (*сноска: См. объяснение епископа Игнатия Брянчанинова о духовном и чувственном видении духов и открытии "дверей восприятия" у человека. ["Православное слово" № 82, 1978])

Даже сами медитирующие дзен-буддисты, невзирая на всю свою осторожность в духовных "опытах", описывают свои встречи с этими духами (приправленные человеческими фантазиями), то и дело оговариваясь, что они с ними не "отождествляются"* (*сноска: См. Джейю Кеннет, "Как вырастить цветок лотоса". - Аббатство Шаста, 1977 - описание предсмертных видений учительницы дзен.)

3. "Посвященные" в опыты духовного мира, которые дают "культы самосознания", вовлекают человека в нечто, неподвластное сознательному контролю человеческой воли; таким образом, будучи единожды "посвященным" человек уже лишь с огромным трудом может выпутаться из сети нежелательных психических переживаний.

Таким образом, "новое религиозное сознание" становится врагом христианства, который намного могущественней и опасней, чем все ереси прошлого. Когда опыт становится впереди доктрины, обычные христианские орудия защиты, охраняющие человека от нападения низших духов, устраняются или нейтрализуются, и пассивность и "раскрытость", характерные для новых культов, буквально раскрывают человека для пользования бесом. Изучение опытов и переживаний многих "культов самосознания" показывают, что в них наличествует закономерная прогрессия от опытов, которые по началу "добры" или "нейтральны", к опытам, которые становятся странными и пугающими и в конце концов приобретают несомненно демонический характер. Даже чисто физическая сторона таких психических учений, как йога, таит в себе опасность, потому что предрасполагает человека к психическим настроениям и опытам, которые являются главной целью йоговских упражнений и опытов.

Сила соблазна присущая "новому религиозному сознанию", в наше время настолько велика, что она может овладеть человеком даже тогда, когда он считает, что остается христианином. И это относится не только к тем, кто развлекается поверхностным синкретизмом или комбинациями христианства с восточными религиями, о которых мы говорили выше; это относится также и к растущему числу людей, которые считают себя ревностными христианами. Глубокое невежество в области истинно-христианского духовного опыта, свойственное нашему времени, приводит к ложной христианской "духовности", которая по своей природе близка к "новому религиозному сознанию".

В главе VII мы подробно и внимательно рассмотрим наиболее широко распространенное из современных течений "христианской духовности". В ней же мы увидим пугающие перспективы, которые открываются, когда "новое религиозное сознание" овладевает благонамеренными христианами, даже православными - до такой степени, что нам ничего не остается, как думать о духовности современного мира в апокалипсических образах "великого отступления", которое охватит почти весь род человеческий перед концом нашего века. К этому вопросу мы вернемся в заключении этой книги.

Глава VI "ЗНАМЕНИЯ НА НЕБЕ"

Православно-христианское объяснение неопознанных летающих объектов (НЛО). Десятилетия после второй мировой войны стали свидетелями поразительного разрастания восточных религиозных культов и их влияния на Западе, но они увидели зарождение и нарастание параллельно развивающегося явления, которое на первый взгляд кажется совершенно не связанным с религией, но при ближайшем рассмотрении оказывается знамением "пост-христианской" эры и "нового религиозного сознания", как и восточные культы. Это явление - "неопознанные летающие объекты", которые предположительно наблюдались почти во всех частях света, с тех пор как в 1947 году была отмечена первая "летающая тарелка".

Свойственное человеку легковерие и суеверие, в наши дни не менее характерные, чем в любые моменты истории человечества, привели к тому, что это явление связали со "свитой из психов", обрамляющей культурный мир; однако к нему проявили интерес и достаточно серьезные и ответственные люди, так что были организованы государственные исследования и появилось несколько книг известных ученых по этому вопросу. Эти исследования не достигли положительного результата в опознании объектов как физической реальности. Однако новейшие теории, выдвинутые некоторыми учеными для объяснения этого феномена, кажутся более близкими к удовлетворительному объяснению, чем теории, выдвинутые ранее; в то же время эти новейшие теории подводят нас к "границам реальности" (так называется одна из новых научных книг на эту тему), к пределам психической и духовной реальности, для исследования которой у этих учений нет никаких возможностей. Богатство знаний, изложенных в Писании и в трудах святых отцов Православной церкви и относящихся как раз к этой второй реальности, дает православному христианину уникальную по своим преимуществам позицию, с которой он может оценить эти новые гипотезы и само явление НЛО в целом.

Православный христианин, однако, меньше интересуется самими феноменами, чем складом ума (ментальностью), связанным с ним: как люди чаще всего объясняют НЛО, и почему? Одним из первых, кто подошел к этим явлениям с такой позиции в серьезном научном труде был знаменитый швейцарский психолог К.Г. Юнг. В своей книге 1959 года "Летающие тарелки: современный миф о вещах, видимых в небе", он рассматривает эти феномены в первую очередь как нечто по своему значению психологическое и религиозное; и хотя сам он не пытается опознать их как "объективную реальность", он тем не менее правильно указывает на ту область человеческого знания, к которой они действительно относятся. Современные исследования, несмотря на то, что они начинали с "объективной", а не психологической стороны проблемы, тоже пришли к необходимость выдвинуть "психические" гипотезы для объяснения этих явлений.

Подходя к явлениям НЛО с религиозной и психологической стороны, мы должны, прежде всего, осмыслить историю вопроса в тех терминах, в которых обычно толковали явление "летающих тарелок" те, кто верит в их существование, со времени первых наблюдений в 40-х годах. ЧТО ЛЮДИ БЫЛИ ГОТОВЫ ВИДЕТЬ НА НЕБЕ? Ответ на этот вопрос можно найти в кратком обзоре популярной научно-фантастической литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: