(1869 - 1945)
Диапазон творческих интересов З.Гиппиус необычайно широк: это стихи, проза (рассказы, повести, романы), драматургия, публицистика, литературная критика, мемуары, дневники. Имя З.Гиппиус долгое время было «под запретом» в СССР, только в последние десятилетия появились исследования о ее творчестве; чаще всего это предисловия в несколько страниц к ее книгам, в которых почти никогда не затрагивается ее творчество в эмиграции.
З.Гиппиус и Д.Мережковский – единственные супруги, которые проработали в литературе более пятидесяти лет, не мешая, а помогая друг другу. Долгие годы дискутируется вопрос о том, кто был главным в этом тандеме, современники считали, что «генератором идей» была поэтесса, сама она очень осторожно освещает этот вопрос в своей последней книге «Дмитрий Мережковский»: «… случалось мне как бы опережать какую-нибудь идею Д.Мережковского. В большинстве случаев он ее подхватывал, и у него она делалась сразу махровее, принимала как бы тело…»1.
Супружеская пара жила в Петербурге, там же Гиппиус начала печататься, дебютировала она стихами; стихи писала всю жизнь, а прозу писала часто для заработка. Считается, что она и Мережковский стоят у истоков символизма, но поэтесса утверждает, что в этот период ее «занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма». Основные мотивы ранней лирики Гиппиус – проклятие пошлой реальности, прославление мира фантазии, поиски нездешней красоты:
|
|
Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.
(«Песня», 1893)
Гиппиус считала, что подлинная поэзия сводится к трем темам – о человеке, любви и смерти. В ее ранних стихах господствует чувство разобщенности с людьми, жажда одиночества, но она знает и его засасывающую силу:
Мое одиночество – бездонное, безгранное;
но такое душное; такое тесное;
Приползло ко мне чудовище, ласковое, странное,
Мне в глаза глядит, и что-то думает – неизвестное.
(«Не знаю», 1901)
Тяготение к психологическим крайностям, поиски пределов достижимого, попытки испытать жизнь до дна – эти мотивы постоянны и в ее прозе, и в поэзии. Стихи ее часто построены на контрастах, которые создают противоречивый образ человека XX века:
Мы, - робкие, - во власти всех мгновений.
Мы, - гордые, рабы самих себя.
Мы веруем, - стыдясь своих прозрений,
И любим мы, как будто не любя.
Мы думаем, что новый храм построим
Для новой, нам обещанной, земли…
Но каждый дорожит своим покоем