Мы их завет не сберегли
Мы потеряли все святое:
И стыд души, и честь земли.
В последствии она неоднократно обращается к этой теме в стихах: «14 декабря 18 года»
Напрасно все: душа ослепла,
Мы червю преданы и тле,
И не осталось даже пепла
От «Русской Правды» на земле.
Уже в эмиграции она продолжает линию политической инвективы, получающую у нее сатирическую окраску:
И я ходил в петрокомпроды,
Хвостился днями у крыльца в райком…
Но и восьмушки не нашел свободы
Из райских учреждений ни в одном.
(«Рай», 1921)
Одно из сильных стихотворений Гиппиус, проклинающее войну и революцию, – «Рыжее кружево». Революция в нем олицетворялась в образе «пустоглазой», проворной девочки с лейкой, поливающей кровью камни и снег:
Скалится девочка, везде побрызжем!
На камне – смуглость и зыбь пятна,
А снег дымится кружевом рыжим,
Рыжим, рыжим, рыжей вина.
Петр чугунный сидит молча,
Конь не ржет, и змей ни гу-гу.
|
|
Что ж, любуйтесь на ямы волчьи,
На рыжее кружево на снегу.
В эмиграции Гиппиус начала творческую деятельность с публицистики – в софийском журнале «Русская мысль» увидели свет ее дневники – «Черная книжка» и «Серый блокнот», которые она писала в первые годы после революции и которые полны проклятиями в адрес большевиков.
В ее поэтических сборниках, изданных позднее, звучат мотивы усталости, разочарования в людях, неприятие пошлости окружающего мира и в то же время вера в силу человеческого духа. В ее стихах настойчиво и неотступно прослеживается тема России, чаще всего это мольба к Богу за освобождение родины от большевиков:
Господи, дай мне увидеть!
Молюсь я в часы ночные.
Дай мне еще увидеть
Родную мою Россию
Как Симеону увидеть
Дал ты, Господь, Мессию,
Дай мне, дай увидеть
Родную мою Россию.
Гиппиус, как и другие эмигранты, понимает, что той старой России нет, но она все время задается вопросом:
Родная моя земля,
За что тебя погубили? –
в то же время поэтесса верит, что Россия не погибнет, что ее ждет светлое будущее, а народ вскоре встанет на защиту своей страны:
Она не погибнет, - знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, - верьте!
Поля ее золотые.
(«Знайте». 1918)
Свою судьбу она связала с судьбой своей страны, и свое существование не мыслит без России, эти стихи о родине несколько декларативны (к тому же мы знаем, что она благополучно прожила вне России многие годы):
Если гаснет свет – я ничего не вижу.
Если человек зверь – я его ненавижу.
Если человек хуже зверя – я его убиваю.
|
|
Если кончена моя Россия – я умираю.
(«Если». 1918)
В стихах Гиппиус многое строится на антитезах: небо и земля, их единство, жизнь и смерть, тоска по любви и невозможность любить, молитва к Богу и неспособность к молитве и т.д. Специфика поэтического дара Гиппиус видится в том, что к ее поэтическому складу неприменимо понятие развития, стихи ее вроде исповеди, но это исповедь человека, который не находит сил забыться, большинство ее стихов – это тоска по иной жизни, это не норма души человеческой, а «поэзия пределов» (Г.Адамович).
Последний ее поэтический сборник «Сияние» (1939) вышел всего в 200 экземплярах. Основной мотив в нем – философская грусть, размышление о вечных темах, та тройная тема, которую она определяет как единственную – о Человеке, Любви и Смерти, но здесь появились новые интонации, в них много примиренности и искренней мудрости.