Простят ли чистые герои?

Мы их завет не сберегли

Мы потеряли все святое:

И стыд души, и честь земли.

В последствии она неоднократно обращается к этой теме в стихах: «14 декабря 18 года»

Напрасно все: душа ослепла,

Мы червю преданы и тле,

И не осталось даже пепла

От «Русской Правды» на земле.

Уже в эмиграции она продолжает линию политической инвективы, получающую у нее сатирическую окраску:

И я ходил в петрокомпроды,

Хвостился днями у крыльца в райком…

Но и восьмушки не нашел свободы

Из райских учреждений ни в одном.

(«Рай», 1921)

Одно из сильных стихотворений Гиппиус, проклинающее войну и революцию, – «Рыжее кружево». Революция в нем олицетворялась в образе «пустоглазой», проворной девочки с лейкой, поливающей кровью камни и снег:

Скалится девочка, везде побрызжем!

На камне – смуглость и зыбь пятна,

А снег дымится кружевом рыжим,

Рыжим, рыжим, рыжей вина.

Петр чугунный сидит молча,

Конь не ржет, и змей ни гу-гу.

Что ж, любуйтесь на ямы волчьи,

На рыжее кружево на снегу.

В эмиграции Гиппиус начала творческую деятельность с публицистики – в софийском журнале «Русская мысль» увидели свет ее дневники – «Черная книжка» и «Серый блокнот», которые она писала в первые годы после революции и которые полны проклятиями в адрес большевиков.

В ее поэтических сборниках, изданных позднее, звучат мотивы усталости, разочарования в людях, неприятие пошлости окружающего мира и в то же время вера в силу человеческого духа. В ее стихах настойчиво и неотступно прослеживается тема России, чаще всего это мольба к Богу за освобождение родины от большевиков:

Господи, дай мне увидеть!

Молюсь я в часы ночные.

Дай мне еще увидеть

Родную мою Россию

Как Симеону увидеть

Дал ты, Господь, Мессию,

Дай мне, дай увидеть

Родную мою Россию.

Гиппиус, как и другие эмигранты, понимает, что той старой России нет, но она все время задается вопросом:

Родная моя земля,

За что тебя погубили? –

в то же время поэтесса верит, что Россия не погибнет, что ее ждет светлое будущее, а народ вскоре встанет на защиту своей страны:

Она не погибнет, - знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся, - верьте!

Поля ее золотые.

(«Знайте». 1918)

Свою судьбу она связала с судьбой своей страны, и свое существование не мыслит без России, эти стихи о родине несколько декларативны (к тому же мы знаем, что она благополучно прожила вне России многие годы):

Если гаснет свет – я ничего не вижу.

Если человек зверь – я его ненавижу.

Если человек хуже зверя – я его убиваю.

Если кончена моя Россия – я умираю.

(«Если». 1918)

В стихах Гиппиус многое строится на антитезах: небо и земля, их единство, жизнь и смерть, тоска по любви и невозможность любить, молитва к Богу и неспособность к молитве и т.д. Специфика поэтического дара Гиппиус видится в том, что к ее поэтическому складу неприменимо понятие развития, стихи ее вроде исповеди, но это исповедь человека, который не находит сил забыться, большинство ее стихов – это тоска по иной жизни, это не норма души человеческой, а «поэзия пределов» (Г.Адамович).

Последний ее поэтический сборник «Сияние» (1939) вышел всего в 200 экземплярах. Основной мотив в нем – философская грусть, размышление о вечных темах, та тройная тема, которую она определяет как единственную – о Человеке, Любви и Смерти, но здесь появились новые интонации, в них много примиренности и искренней мудрости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: