double arrow

Значение материала патологии для изучения системной организации поведения

Таким образом, проекция индивидуаль­ного опыта на структуры мозга изменя­ется в филогенезе, определяется истори­ей обучения в процессе индивидуального развития и модифицируется при патоло­гических воздействиях. При этом, в согла­сии со сказанным выше, обнаруживается


принципиальное сходство использования элементов опыта в норме и при патоло­гической реорганизации проекции.

Как в нормальной, так и в патологи­ческой ситуациях текущее поведение оп­ределяется реализацией элементов опы­та, сформированных на последователь­ных этапах развития в процессе системогенеза (см. раздел 2.2.6.8.). Изменение же «порядка» в последнем случае выра­жается в модифицированных, по срав­нению с нормой, характеристиках исто­рически детерминированной системной организации. Это изменение представ­ляет для нас особый интерес.

Конечно, патологическое воздей­ствие на новые системы не означает их простое «вычитание», «негатив разви­тия» (Б.В. Зейгарник), также как локаль­ное поражение мозговой структуры не означает простого «вычитания» ее из об­щемозговой организации. Но как иссле­дование симптомов локального пораже­ния структур в нейропсихологии оказы­вается эффективным путем разработки представлений о мозговых основах пси­хической деятельности человека, так и возможность избирательного воздей­ствия на системы определенных уров­ней предоставляет уникальный матери­ал, позволяющий судить о роли этих уровней в системной организации пове­дения и об ее «законных вариациях».

Требования к методологии системного

Анализа в психологии и системная

Психофизиология

В заключение рассмотрим, насколько положения ТФС и развитой на ее основе системной психофизиологии отвечают требованиям, предъявляемым к методо­логии системного анализа в психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: