Многоуровневость психических явлений как продукт истории

Для системных разработок в психологии также считается необходимым рассмот­рение психики как системы иерархичес­ки организованных уровней (А.В. Бруш-линский) и психических явлений как мно­гоуровневых (К.А. Абульханова-Слав-ская). При этом уровневая организация оп­ределяется как продукт истории (Ж. Пиа­же, Я.А. Пономарев, М.С. Роговин). Принцип иерархии относят к числу ос­новных принципов системного подхода (И.В. Блауберг и др.) и оценивают как не­обходимый компонент психологических исследований, игнорирование которого ведет к упрощенным трактовкам «стро­ения» психики (Б.Ф. Ломов).

Межсистемные отношения

Наличие множества разноуровневых систем определяет тот факт, что к чис­лу важнейших задач системного анали­за в психологии принадлежит установ­ление зависимостей одной системы по отношению к другой (К.А. Абульхано-ва-Славская), т.е. межсистемных отно­шений.

Системообразующий фактор

Первостепенное значение в раскрытии причинных связей в поведении придается установлению системообразующего фак­тора. Утверждается, что именно системо­образующий фактор определяет особен­ности психического отражения предмета, характер деятельности, уровень и динами­ку ее регуляции (Б.Ф. Ломов).


Неадекватность линейного детерминизма и целевая детерминация поведения

Специально подчеркивается неадекват­ность линейного детерминизма типа «сти­мул-реакция» в установлении упомянутых причинных связей (Б.Ф. Ломов). Трактов­ка человека как субъекта противостоит по­ниманию его как пассивного существа, ре­агирующего на стимулы (А.В. Брушлинский), и его системный анализ требует рас­крытия механизмов целевой, а не «стимульной» детерминации деятельности, ко­торая есть «не реакция и не совокупность реакций, а система» (А.Н. Леонтьев).

Соответствие системной

Психофизиологии требованиям к методологии

Системного анализа в психологии

Подводя итог, к требованиям методоло­гии системного анализа в психологии можно отнести выделение системообра­зующего фактора и замену линейной схе­мы «стимул-реакция» на представление о целевой детерминации: учет развития в его единстве с функционированием: ана­лиз исторически детерминированной уровневой организации систем: изучение межсистемных связей или отношений.

Сопоставление изложенных в насто­ящей главе положений ТФС и системной психофизиологии с этими требованиями обнаруживает их очевидное соответствие.

Список литературы

Александров Ю.И. Психофизиологическое значе­ние активности центральных и периферичес­ких нейронов в поведении. М., Наука, 1989.

Анохин К.В. Психофизиология и молекулярная генетика мозга//Психофизиология. СПб.: Питер, 2001. С. 407-427.

Анохин П.К. От Декарта до Шилова. М.: Медгиз, 1945.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функцио­нальных систем. М.: Медицина,. 1975.

Анохин П.К. Философские аспекты теории функ­циональной системы. М.: Наука, 1978.

Бернштейн НА. Очерки по физиологии движе­ний и физиологии активности. М., 1966.

Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: На­ука, 1991.

ГибсонДж. Экологический подход к зрительно­му восприятию. М., 1988.


2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга 85


Дубровский Д. И. Психические явлении и мозг. М.:Наука, 1971.

Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М.: Высшая школа, 1980.

Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и дея­тельность мозга. М.: Наука, 1988.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.

Матурана У. Биология познания//Язык и интел­лект. М.: Прогресс, 1996. С. 95-142.

Петренко В.Ф. Школа А.Н. Леонтьева в семан­тическом пространстве психологической мысли // Традиции и перспективы деятель­ного подхода в психологии: школа Леонтье­ва М.: Смысл, 1999. С. 11-37.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы тео­ретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.

Рибо Т. Психология чувствъ. СПб.: Изд. Ф.Пав-ленкова, 1898.

Соколова Д. В. Развитие учения о мозге и поведе­нии. СПб., 1995.

Швырков В.Б.. Нейрофизиологическое изучение си­стемных механизмов поведения. М.: Наука. 1978.

Швырков В.Б. Основные этапы развития систем­но-эволюционного подхода в психофизиологии//Психол. журн. 1993. Т. 14. № 3. С. 15-27.

Швырков В.Б. Введение в объективную психоло­гию. Нейрональные основы психики. М.: Институт психологии РАН, 1995.

Ярвилехто Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1992.

Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.—Воронеж: Изд-во «Ин-т практи­ческой психологии», 1996.

Alexandrov Yu.l. 1. Psychophysiological regularities of thedynamics of individual experience and the «stream of consciousness». II. Comparative des­cription of consciousness and emotions in the framework of systemic understanding of behavioral continuum and individual development // Neu-ronal bases and psychological aspects of con­sciousness. Singapour, N.Y., London, Hong-Kong: World Scientific, 1999. P.201—235.

Alexandrov Yu.l., Jaiyilehto T. Activity versus reac­tivity in psychology and ncurophysiology// Ecological Psychology. 1993. V. 5. P. 85-103.

Churchland P.S. Neurophilosophy. Toward a unifi­ed science of the mind-brain. London: A Brad­ford Book, 1986.

Dennett CD. Darwin's dangerous idea. N.Y.: Simon &Schucter, 1995.

Klopf A.H. The hedonistic neuron. A theory of me­mory, learning, and intelligence. Washington: Hemisphere publ. Corporation, 1982.

Popper K.R., Eccles J.C. The self and it's brain. Berlin: Springer, 1977.

Системные аспекты нейрофизиологии поведе­ния. М.: Наука, 1979.

Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: Наука, 1982.

Нейроны в поведении. Системные аспекты. М.: Наука, 1986.

Функциональные системы организма. М.: Меди­цина, 1987.

ЭЭГ и нейрональная активность в психофизио­логических исследованиях. М.: Наука, 1987.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: