Для системных разработок в психологии также считается необходимым рассмотрение психики как системы иерархически организованных уровней (А.В. Бруш-линский) и психических явлений как многоуровневых (К.А. Абульханова-Слав-ская). При этом уровневая организация определяется как продукт истории (Ж. Пиаже, Я.А. Пономарев, М.С. Роговин). Принцип иерархии относят к числу основных принципов системного подхода (И.В. Блауберг и др.) и оценивают как необходимый компонент психологических исследований, игнорирование которого ведет к упрощенным трактовкам «строения» психики (Б.Ф. Ломов).
Межсистемные отношения
Наличие множества разноуровневых систем определяет тот факт, что к числу важнейших задач системного анализа в психологии принадлежит установление зависимостей одной системы по отношению к другой (К.А. Абульхано-ва-Славская), т.е. межсистемных отношений.
Системообразующий фактор
Первостепенное значение в раскрытии причинных связей в поведении придается установлению системообразующего фактора. Утверждается, что именно системообразующий фактор определяет особенности психического отражения предмета, характер деятельности, уровень и динамику ее регуляции (Б.Ф. Ломов).
|
|
Неадекватность линейного детерминизма и целевая детерминация поведения
Специально подчеркивается неадекватность линейного детерминизма типа «стимул-реакция» в установлении упомянутых причинных связей (Б.Ф. Ломов). Трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, реагирующего на стимулы (А.В. Брушлинский), и его системный анализ требует раскрытия механизмов целевой, а не «стимульной» детерминации деятельности, которая есть «не реакция и не совокупность реакций, а система» (А.Н. Леонтьев).
Соответствие системной
Психофизиологии требованиям к методологии
Системного анализа в психологии
Подводя итог, к требованиям методологии системного анализа в психологии можно отнести выделение системообразующего фактора и замену линейной схемы «стимул-реакция» на представление о целевой детерминации: учет развития в его единстве с функционированием: анализ исторически детерминированной уровневой организации систем: изучение межсистемных связей или отношений.
Сопоставление изложенных в настоящей главе положений ТФС и системной психофизиологии с этими требованиями обнаруживает их очевидное соответствие.
Список литературы
Александров Ю.И. Психофизиологическое значение активности центральных и периферических нейронов в поведении. М., Наука, 1989.
|
|
Анохин К.В. Психофизиология и молекулярная генетика мозга//Психофизиология. СПб.: Питер, 2001. С. 407-427.
Анохин П.К. От Декарта до Шилова. М.: Медгиз, 1945.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина,. 1975.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991.
ГибсонДж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга 85
Дубровский Д. И. Психические явлении и мозг. М.:Наука, 1971.
Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М.: Высшая школа, 1980.
Кругликов Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М.: Наука, 1988.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
Матурана У. Биология познания//Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. С. 95-142.
Петренко В.Ф. Школа А.Н. Леонтьева в семантическом пространстве психологической мысли // Традиции и перспективы деятельного подхода в психологии: школа Леонтьева М.: Смысл, 1999. С. 11-37.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998.
Рибо Т. Психология чувствъ. СПб.: Изд. Ф.Пав-ленкова, 1898.
Соколова Д. В. Развитие учения о мозге и поведении. СПб., 1995.
Швырков В.Б.. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука. 1978.
Швырков В.Б. Основные этапы развития системно-эволюционного подхода в психофизиологии//Психол. журн. 1993. Т. 14. № 3. С. 15-27.
Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Институт психологии РАН, 1995.
Ярвилехто Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1992.
Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.—Воронеж: Изд-во «Ин-т практической психологии», 1996.
Alexandrov Yu.l. 1. Psychophysiological regularities of thedynamics of individual experience and the «stream of consciousness». II. Comparative description of consciousness and emotions in the framework of systemic understanding of behavioral continuum and individual development // Neu-ronal bases and psychological aspects of consciousness. Singapour, N.Y., London, Hong-Kong: World Scientific, 1999. P.201—235.
Alexandrov Yu.l., Jaiyilehto T. Activity versus reactivity in psychology and ncurophysiology// Ecological Psychology. 1993. V. 5. P. 85-103.
Churchland P.S. Neurophilosophy. Toward a unified science of the mind-brain. London: A Bradford Book, 1986.
Dennett CD. Darwin's dangerous idea. N.Y.: Simon &Schucter, 1995.
Klopf A.H. The hedonistic neuron. A theory of memory, learning, and intelligence. Washington: Hemisphere publ. Corporation, 1982.
Popper K.R., Eccles J.C. The self and it's brain. Berlin: Springer, 1977.
Системные аспекты нейрофизиологии поведения. М.: Наука, 1979.
Системный подход к психофизиологической проблеме. М.: Наука, 1982.
Нейроны в поведении. Системные аспекты. М.: Наука, 1986.
Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987.
ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.: Наука, 1987.