Тема 14. Инбридинг, инбредная депрессия и гетерозис

В этой главе изучаются следующие вопросы:

1) инбридинг и его биологические особенности, инбредная депрессия и способы ее ослабления, методы оценки степени инбридинга и его использование в животноводстве;

2) явление гетерозиса и его биологические особенности; теории, объясняющие эффект инбредной депрессии и гетеро­зиса; проблема закрепления гетерозиса, его практическое зна­чение.

Начните с освоения раздела об инбридинге. Под ним по­нимается спаривание животных, находящихся в слабой, уме­ренной или тесной степени родства. Такой тип спариваний по­вышает генетическую гомозиготность потомства по многим генам.

В животноводстве инбридинг получил признание как необ­ходимый метод племенной работы, целью которого является повышение генетического сходства потомков с предком, обла­дающим выдающимися хозяйственно полезными признаками. Однако практика свидетельствует о том, что инбредное по­томство уступает по развитию и жизнеспособности особям, полученным путем аутбридинга (неродственное спаривание). Вредное действие родственных спариваний проявляется в ин­бредной депрессии. Поэтому необходимо выяснить причины и продолжительность действия инбредной депрессии, последст­вия инбридинга в животноводстве.

Затем нужно усвоить методы оценки степени инбридинга по Пушу-Шапоружу (по рядам предков), а также по Райту-Кисловскому (посредством коэффициента инбридинга). Для определения генетического сходства между родственниками Райт предложил специальную формулу, которой также необ­ходимо научиться пользоваться. Рассмотрите известные при­меры инбредных животных, которые имели лидирующую роль в создании и совершенствовании пород сельскохозяйственных животных.

Результаты, полученные при скрещивании и противопо­ложные по эффекту инбредной депрессии, получили название гетерозиса. Наиболее ярко он проявляется у помесей первого поколения. В последнем разделе этой главы рассматриваются теории, объясняющие причины и природу гетерозиса и ин­бредной депрессии. Особое внимание следует обратить на ис­пользование явления гетерозиса при производстве продукции животноводства.

[1], [4], [6], [7], [9], [12]

Тема 15. Основы генетики поведения*

Этой темой завершается изучение дисциплины. Генетика поведения — это раздел генетики, изучающий на­следственность и наследственную изменчивость поведенческих признаков отдельных особей, популяций, подвидов и видов. Она использует данные и методы этологии — науки о поведении животных. Генетическая обусловленность формы поведения имеет большое значение для животноводства, так как по­зволяет вести селекцию на создание животных с желатель­ным типом поведения, пригодных для разведения в условиях промышленных комплексов.

Необходимо ознакомиться с идеями основоположников науки о поведении животных — И.М. Сеченова и И.П. Павлова, создателей учения о типах высшей нервной деятельности. Уже в 40—50-х годах XX в. работами К. Лоренца и других ученых были заложены основы этологии. Обратите внимание на роль врожденных (безусловных) рефлексов — полового, пищевого, стадного, конкуренции за лидерство и др. — в формировании индивидуально приобретенного поведения. Уста­новлена генетическая обусловленность многих признаков по­ведения как на модельных объектах (дрозофила, крыса, мышь, собака, кошка, различные виды птиц), так и на сель­скохозяйственных животных (кролики, овцы, крупный рога­тый скот, свиньи, зебу, куры, утки).

Затем перейдите к изучению работ советских ученых по генетике поведения — Л.В. Крушинского о роли генетических факторов в определении способности животных к элементар­ной рассудочной деятельности, или к экстраполяции, и Д.К. Беляева о влиянии искусственного отбора (дестабилизи­рующий отбор) на доместикацию лисиц. Обратите внимание на роль стресса в поведении животных, состояние общей мо­билизации сил организма в ответ на сильные физические или психические воздействия. Установлено, что предрасположен­ность к стрессам носит рецессивный, а сопротивляемость стрессам — доминантный характер. Для ряда поведенческих признаков сельскохозяйственных животных установлено зна­чение коэффициента наследуемости.

Особое значение данные генетики поведения имеют для создания животных, приспособленных к условиям промышлен­ных технологий. Современная селекция должна учитывать как полигенный тип наследования одних поведенческих реакций, так и моногенную детерминацию других признаков.

[1], [5], [7], [9], [12]

* – темы для самостоятельного изучения.


Таблица 1. Номера вопросов контрольной работы

Пред по след няя цифра номера Последняя цифра номера зачётной книжки слушателя
                   
  20,39, 51, 83, 101,117 23,36, 54, 81, 115,117 21,38, 52, 71, 106,117 7,33, 57,79, 105,117 29,50, 61,64, 95,117 24,42, 45,76, 115,117 3,18, 27,70, 108,117 11,34, 60,66, 112,117 3,10, 58,96, 111,117 10,39, 50,67, 114,117
  22,37, 53, 82, 97,117 24,35, 55, 106, 114,117 18,32, 58, 66, 106, 117 4,28, 49,63, 94, 117 1,23, 39,93, 114,117 17,26, 44,99, 107,117 10,33, 58,72, 89,117 2,43, 57,95, 110,117 9,47, 53,66, 100,117 19,30, 58,85, 107,117
  16,34, 56, 76, 100,117 19,31, 59, 65, 104,117 2,27, 48, 62, 100, 117 5,22, 37,75, 113, 117 16,35, 42,91, 106,117 9,30, 49,71, 88,117 1,15, 60,95, 116,117 8,38, 46,65, 99,117 8,18, 57,98, 106,117 8,27, 49,62, 80,117
  30,50, 69, 103, 113,117 6,26, 47, 78, 112,117 9,21, 36, 110, 112, 117 15,24, 61,105, 112,117 8,33, 51,65, 87,117 7,20, 61,86, 115,117 7,45, 54,64, 98,117 17,32, 56,74, 105,117 7,26, 47,79, 114,117 10,34, 48,73, 84,117
  7,25, 46, 77, 116,117 10,20, 35, 74, 92,117 14,27, 30, 68, 104, 117 7,31, 56,64, 97,117 4,26, 60,65, 107,117 6,36, 44,63, 103,117 16,37, 55,83, 104,117 6,25, 45,89, 113,117 33,40, 50,72, 96,117 20,40, 52,90, 109,117
  8,19, 28, 78, 109,117 13,32, 38, 68, 91,117 6,12, 53, 63, 99, 117 5,43, 60,62, 112,117 15,33, 54,92, 115,117 5,24, 52,76, 111,117 12,32, 45,71, 95,117 11,25, 39,87, 108,117 9,24, 45,69, 107,117 1,43, 59,85, 109,117
  12,34, 46, 67, 99,117 5,11, 55, 62, 98,117 29,31, 58, 84, 104, 117 4,40, 48,77, 91,117 14,34, 53,71, 103,117 14,28, 38,78, 110,117 31,44, 51,83, 106,117 9,27, 38,68, 85,117 23,44, 59,89, 112,117 15,21, 49,91, 113,117
  4,13, 59, 97, 103,117 32,41, 57, 83, 108,117 3,42, 57, 92, 103, 117 13,46, 52,76, 87,117 18,22, 39,98, 109,117 10,30, 46,64, 94,117 28,37, 61,67, 90,117 25,43, 56,85, 111,117 14,22, 48,90, 112,117 22,28, 52,80, 105,117
  29,35, 56, 82, 107,117 2,41, 49, 93, 102,117 12,17, 51, 69, 102,117 13,21, 61,108, 112,117 29,37, 47,63, 82,117 2,19, 36,66, 97,117 15,22, 42,75, 88,117 13,23, 47,86, 104,117 4,26, 51,70, 79,117 18,41, 54,78, 104,117
  1,23, 40, 62, 105,117 11,35, 50, 68, 101,117 20,43, 59, 89, 116, 117 28,44, 48, 81, 115,117 1,35, 55,74, 96,117 11,21, 41,101,110,117 12,26, 46,69, 103,117 3,16, 50,76, 112,117 17,31, 53,77, 93,117 19,40, 55,81, 106,117

Например, номер зачётной книжки слушателя ХХ38. Для нахождения номеров вопросов контрольного задания нужно в первой (заглавной) строке таблицы найти последнюю цифру шифра, т. е. 8. В первой вертикальной графе таблицы находится предпоследняя циф­ра учебного шифра — 3. В клетке таблицы, находящейся на месте пересечения графы, идущей от цифры 8 со строкой, от­ходящей от цифры 3, указаны номера вопросов контрольной работы слушателя. Они следующие: 7, 26, 47, 79, 114, 117.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: