Глагол-связка sum

Глагол sum (словарная запись: sum, fui, -, esse) чаще всего не имеет самостоятельного значения, а является частью составного сказуемого: Tullia puella est.

В латинском языке этот глагол входит в число неправильных глаголов. Спряжение неправильных глаголов следует заучивать наизусть.

  Время
Лицо, число Praesens ind. activi Imperfectum ind. activi Futurum primum
Sg. 1. 2. 3. Pl. 1. 2. 3. sum es est sumus estis sunt eram eras erat eramus eratis erant ero eris erit erimus eritis erunt

Imperativus: es! (sg.), este! (pl.).

Текст: Pueri Romani

puer i m – мальчик sententia, ae f – изречение

domi – дома pulchre – красиво

lego 3 – читать male – плохо

scribo 3 – писать dormio 4 – спать

recĭto 1 – рассказывать vita, ae f – жизнь

doceo 2 – учить, обучать virga, ae f – прут, розга

discipŭlus, i m – ученик verbĕro 1 – бить

tabŭla,ae f – доска, дощечка verbum, i n – слово

stilus, i m – палочка для письма memoria, ae f – память

teneo 2 – держать disco 3 – учиться

In Roma scholae multe erant. Pueri Romani cum paedagogis in scholam propĕrant. Paedagogi viri docti, sed servi erant. Puellae domi manent. In schola magister pueros legĕre, scribĕre, recitare docet. Puellas mater domi docet. Magister librum habet, discipŭli tabŭlas et stilos

tenent. Pueri in tabŭlis sententias scribunt, deinde recĭtant.

Magister bonus pulchre recĭtat, pueri libenter audiunt. Magister malus male recĭtat, discipŭli dormiunt. Sed magister virgam habet et pueros verbĕrat. Multi magistri severi sunt.

Discipŭli magistri verba memoria tenent: "Discĭte pueri! Non scholae, sed vitae discĭmus!"

Упражнения

I. Прочтите и переведите текст (при необходимости дополните словарь к тексту).

II. Найдите в тексте предложения с глаголом sum; назовите грамматическую форму каждого глагола текста.

III. Образуйте повелительную форму от глаголов читать,писать, обучать, держать, спать, учиться, обращаясь к девочке (-ам), мальчику (-ам), ученику (-ам).

IV. Прочтите текст, ставя глаголы в прошедшее и будущее время.

V. Перескажите текст.

VI. Напишите микросочинение на тему «Римская школа», употребляя имперфект.

VII. Просклоняйте устно venter, tris m живот, брюхо; слова-исключения, склоняющиеся по третьему смешанному склонению.

VIII. Проспрягайте в imperfectum indicativi и futurum primum activi и passivi: doceo, capio, audio.

IX. Переведите предложения и назовите грамматическую форму каждого слова предложения.

1. Graeci Trojam delebant.

2. Belgae et celtae Galliam antiquam incolebant.

X. Определите тип и подтип склонения существительных; просклоняйте их устно.

1. turris, is* f башня; vertĭgal, alis n налог

2. homo, ĭnis n человек; ars, artis f искусство

XI. Переведите письменно.

1. Учитель обучает римских мальчиков в школе.

2. Римских девочек дома учит мама.

3. Ученики пишут сентенции на дощечках.

4. Учитель бьет плохих мальчиков.

5. Ученики учатся писать и читать.

XII. Переведите письменно (см. слова к тексту 3 на с. 46).

1. У нас в саду – красивые растения.

Воспитатель рассказывает много историй.

2. Животные тоже были в саду.

3. Мальчики ждут час обеда.

4. Мы охотно выслушаем рассказ Марка.

5. Тебе нравится гулять в саду?

6. Римляне имели много богов.

Примечание: сущесвительное turris, а также ряд существитеных женского рода: securis, is f топор, секира; sitis, is f жажда; febris, is f лихорадка, склоняются как прилагательные третьего склонения с той лишь разницей, что в accusativus singularis оканчиваются не на em, а на im.Также склоняются сущесвительные, обозначающие названия городов и рек. Например: Neapŏlis, is f Неаполь; Tibĕris, is m Тибр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: