Методика проведения занятий по разделу ОБЖ «ЧС социального характера» предполагает. Прежде всего, активизацию познавательной деятельности учащихся. Проследим данную методику на примере темы «Как не стать жертвой преступления».
Цели урока:
¾ Выявить опасные места для человека; учить предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко; воспитывать ответственность за свою жизнь;
¾ Обсудить с учащимися проблему личной безопасности человека;
¾ Развивать у ребят способность к размышлению, умению делать выводы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы побываем в нескольких опасных местах: в своей квартире, в доме и в ближайших окрестностях.
Мы должны учиться предвидеть опасность, уметь избегать её, при необходимости действовать – решительно и чётко, должны отвечать за свою жизнь.
3. Введение в тему.
¾ Как вы понимаете выражение «быть ответственным за своё дело»?
¾ Предполагает ли ответственное поведение, умение отвечать за себя самого, свою безопасность и за безопасность других?
|
|
¾ Можно ли согласиться с мнением, что ответственность - это добровольно взятое на себя обязательство за последствие действий и поступков?
¾ Существует ли опасность для вашего здоровья при общении с незнакомыми людьми?
¾ Жертвой каких преступлений могут стать дети?
4. Решение проблемного вопроса.
Как должны поступать мальчики и девочки, чтобы не стать жертвами преступления?
5. Работа в группах.
Ребята распределяются на 4 группы. Каждая группа получает свой конверт, на котором стоит большой вопросительный знак. Ситуации могут быть следующими:
¾ Ты остаёшься один дома.
¾ Ты играешь во дворе.
¾ Ты возвращаешься из школы и заходишь в подъезд дома.
¾ Ты идёшь по улице.
Анализ первой ситуации.
¾ Как надо поступить, если кто-то звонит в дверь?
¾ Нужно ли открывать дверь, если за дверью ты слышишь знакомый голос?
¾ Как нужно поступить, если слышишь за дверью незнакомый голос?
¾ Как поступить, если человек представляется милиционером, работником телефонной службы, водопроводчиком?
¾ Какой номер телефона нужно набрать в трудной ситуации? (-01-, -02-, -03-)
¾ Как поступить, если кто-то ломает дверь или копается в замке?
Анализ сказки и инсценировка эпизода из сказки «Волк и семеро козлят»
Анализ второй ситуации.
¾ Где надо хранить ключи от квартиры?
¾ Можно ли демонстрировать кому-нибудь свои ключи?
¾ Можно ли пускать в дом малознакомого человека, даже если он общается или общался ранее с твоими родителями?
|
|
¾ Можно ли рассказывать малознакомым людям, что есть в твоей квартире?
Анализ третьей ситуации.
¾ Как поступить, если за тобой в подъезд заходит подозрительный человек?
¾ Нужно ли подходить к своей квартире, если перед ней на площадке стоят незнакомые люди?
¾ Как позвать на помощь?
¾ Куда нужно бежать, если тебя кто-то преследует?(Бежать на улицу и кричать «пожар»).
¾ Как поступить, если подозрительный человек стоит возле подъезда?
¾ Какой дорогой можно возвращаться домой?
Анализ четвёртой ситуации.
¾ Когда ты идёшь по улице, ты можешь попасть в следующие ситуации:
А. К тебе подъезжает машина, и водитель просит показать, как проехать к какому-нибудь учреждению на этой улице;
Б. Тебя приглашают покататься;
В. Тебя обещают отвезти к родителям, которые, якобы, прислали за тобой машину (родителям и ребёнку необходимо иметь пароль семьи);
Г. Тебя пытаются силой посадить в машину;
Д. Тебя обнимают и гладят незнакомые люди.
Как ты будешь себя вести в данных ситуациях?
Нужно ли об этом рассказать родителям?
6. Азбука безопасности.
Дети читают стихи.
Дверь незнакомцам не открывай,
Словам и подаркам не доверяй,
Скажи: «Скоро мама с работы придёт,
Сама, если надо вам дверь отопрёт!»
Играй во дворе возле дома,
Играй на знакомой площадке.
Но стройка и улица – не для игры!
И правило это для всей детворы!
Ключи от квартиры с собой я ношу,
И дверь мне открыть никого не прошу,
Свой ключ никому не доверяю,
Мама все мои секреты знает
И всегда мне во всём помогает.
Если что-нибудь случится вдруг,
Мама – самый верный друг!
Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.
Ведь он стережёт мои двери!
7. Работа в группах.
Придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам безопасности.
Выставка нарисованных детьми условных знаков.
8. Итог урока.
Сформулируйте и назовите правило четырёх «НЕ», которые полицейские многих стран специально придумали для ребят.
А теперь прочитайте их хором с доски:
Никогда НЕ разговаривай с незнакомцем.
Никогда НЕ садись в машину к незнакомцу.
НЕ играй по дороге из школы домой.
НЕ играй с наступлением темноты.
Никогда не забывайте правила четырёх «НЕ». Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а также здоровью и безопасности других.