История как объект изучения. Методы и источники изучения истории. Формационный, цивилизационный, информационный и другие подходы к истории

Русская история – неотъемлемая часть всемирной истории.

Методоло́гия истори́ческой нау́ки (исто́рии) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний).

В центре формационного подхода находятся материальные ценности жизни временной, земной: экономика (способ производства, отличающий одну общественно-экономическую формацию от другой), политика (вопросы классовой борьбы за власть), удовлетворение все возрастающих потребностей (страстей, грехов).

Формационный подход рассматривает одну, материальную сферу жизни общества:

- социальную структуру;

- политическую систему;

- экономический строй;

- природную сторону жизни общества (география, соседи, климат, почва, полезные ископаемые);

- борьбу людей против людей (экономическую, социальную, политическую, военную).

Цивилизационный подход рассматривает с цивилизационной (культурологической) точки зрения две сферы жизни общества - прежде всего ментальную, а также материальную:

- человека с его поврежденным страстями (грехом) менталитетом (душой), жизнь наиболее грешных (выдающихся) светских людей: политиков, ученых, писателей, артистов и т. д.;

- демократическое устройство общества (правовое государство, гражданское общество, права и свободы человека);

- борьбу людей за власть и собственность, за прибыль любой ценой (индивидуализм, конкуренцию и т. д.);

- человеческие учения (классиков) - ереси, возведенные в догматы;

- историю безбожной, светской культуры (литературы, искусства и науки), ее особенности в сравнении с другими странами;

- образование и воспитание;

- особенности общественного сознания и общественной психологии (менталитет данного общества);

- историю России в сравнении с другими цивилизациями;

Суть ИП заключается в том, что при изучении любого объекта, процесса или явления в природе или обществе прежде всего, выявляются наиболее характерные для него информационные аспекты.

В основе информационного подхода лежит принцип информационности, согласно которому:

• информация является универсальной, фундаментальной категорией;

• практически все процессы и явления имеют информационную основу;

• информация является носителем смысла (содержания) всех процессов, происходящих в природе и обществе;

• все существующие в природе и обществе взаимосвязи имеют информационный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: