Менеджмент – это управление людьми, работающими в одной организации, имеющей общую конечную цель
Организация—это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.
Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают. Организация имеет определенные границы, которые обусловливаются видами деятельности, численностью работающих, капиталом, производственной площадью, территорией, материальными ресурсами и т. п. Обычно они фиксируются, закрепляются в таких документах, как устав, учредительный договор, положение.
Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач.
Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:
1) получение ресурсов из внешней среды;
2) преобразование ресурсов в готовый продукт;
3) передача произведенного продукта во внешнюю среду.
При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов.
В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.
29. Аудит персонала организации.
В мировой практике аудит персонала — это последовательная, регулярная и долгосрочная форма контроля оптимизации управления персоналом.
В ходе единовременной проверки невозможно полностью оптимизировать состояние управления персоналом организации. Как правило, усилия по улучшению управления персоналом концентрируются на вопросах, имеющих наибольшую эффективность.
Аудит персонала — это периодически проводимая экспертиза состояния дел в части управления персоналом, включающая систему мероприятий по сбору информации, ее анализу и оценке на этой основе эффективности деятельности организации, использования трудового потенциала и регулирование социально-трудовых отношений.
Суть аудита персонала сводится к диагностике причин, возникающих в организации проблем, оценке их важности и возможностей разрешения, формулировке рекомендаций для руководства. Аудит персонала проводится с использованием методов диагностического исследования системы управления персоналом.
Основные параметры аудита персонала
| Основные функции управления персоналом | Содержание аудита |
| Формирование кадровой политики организации | Оценка текущего состояния кадровой политики, степени ее согласования с целями организации, стратегией ее развития; оценка степени связи кадровой политики со спецификой организации и внешними условиями |
| Планирование потребности в персонале | Оценка наличных ресурсов, целей и перспектив развития организации, будущих потребностей в персонале, анализ штатного расписания, степени его обоснованности, анализ изменений кадрового потенциала организации |
| Использование персонала | Анализ уровня занятости персонала, обеспечения стабильности состава сотрудников, изучение занятости женщин, лиц пожилого возраста |
| Наем и подбор персонала | Оценка используемых методов найма персонала, источников и путей покрытия потребностей в персонале, стоимости найма, оценка результативности найма, обеспеченности вакансий кандидатами, взаимодействия организации со службами трудоустройства, учебными заведениями |
| Деловая оценка персонала | Анализ используемых форм деловой оценки персонала, периодическое ее проведение, принятие решений |
| Обучение персонала | Анализ целей и используемых форм обучения, изучение содержания и продолжительности обучения, оценка персонала, прошедшего обучение, эффективности обучения |
| Работа с кадровым резервом | Анализ и проектирование управленческой деятельности в организации, оценка управленческого потенциала и определение потребности в подготовке кадрового резерва, оценка методов работы с кадровым резервом |
| Служебно-профессиональное продвижение | Анализ системы продвижения персонала в организации, анализ схем замещения должностей, реализации плана кадрового роста |
| Организация трудовой деятельности персонала | Анализ условий труда, техники безопасности и охраны труда, анализ состояния нормирования труда в организации, оценка эффективности организации рабочих мест, распределения работ, анализ вложений финансовых средств в данную сферу и оценка полученных результатов |
Рассмотрим основные направления и показатели, необходимые для проведения аудита персонала.
1. Производительность и эффективность труда. Это направление занимает ведущее место в сфере управления трудовыми ресурсами, так как в основе любого управления лежит сопоставление затрат и результатов труда, оценка вклада различных категорий персонала и отдельных коллективов в итоги деятельности организации.
2. Трудовой потенциал. Данное направление оказывает непосредственное влияние на эффективность производства и уровень жизни людей.
3. Условия труда характеризуют безопасность деятельности человека, режим труда и отдыха, уровень интенсивности труда и т.п.
4. Организация и нормирование труда обосновывает рациональные формы разделения труда, проектирование и обслуживание рабочих мест, прогрессивные методы и приемы выполнения работы, оптимальные нормы трудовых затрат различных категорий персонала.
5. Планирование численности персонала обеспечивает определение обоснованности потребности в различных категориях работников и их рациональное использование.
6. Мотивация персонала побуждает человека к наиболее плодотворной деятельности на основе всестороннего учета его личных потребностей и основных целей организации.
7. Оплата и вознаграждение персонала. Показатели этого направления определяют результаты работы и доходы сотрудников, соотношение общих доходов и компенсационных доплат и т.п.
8. Социально-трудовые отношения. Это направление изучает взаимодействие личных, корпоративных и общественных интересов персонала, развитие партнерских отношений между работодателем и сотрудниками всех категорий и др.
9. Совершенствование организации управления персоналом предусматривает приведение в соответствие существующих в организации форм, методов и процедур работы с кадрами.






