Участие России в международном экологическом сотрудничестве

Наша страна играет значительную роль в решении гло­бальных и региональных экологических проблем. Будучи пра­воприемником СССР, Российская Федерация взяла на себя до­говорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспе­чению развития человечества.

Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организа­ции; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двусто­роннее сотрудничество.

Государственные инициативы по международному со­трудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безо­пасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, ок­тябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, де­кабрь 1988 г.).

Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частно­сти, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро содержались в послании Президента России (1992). Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) бы­ли одобрены в России и нашли отражение в Концепции пере­хода Российской Федерации на модель устойчивого развития

Россия уделяет большое внимание и организации междуна­родного партнерства по решению проблем перехода к устой­чивому развитию.

Международные организации по охране природы дейст­вуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосре­доточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по орга­низации природоохранной деятельности в системе ООН осу­ществляет упомянутая выше ЮНЕП — Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей сре­ды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустынивани­ем и др.

Большую активность в решении глобальных природоохран­ных проблем проявляет Международный союз охраны приро­ды (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-госу­дарства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Россий­ская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из ли­деров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и ис­чезающих видов растений и животных (в пяти томах).

Много внимания Россия уделяет работе и в других спе­циализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Ор­ганизация Объединенных Наций по вопросам образования, нау­ки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохране­ния), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хо­зяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Ме­ждународное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной ме­теорологической организации ООН (ВМО), в частности Все­мирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, aтмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.

Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.

Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых pесурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), по защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., по сохранению водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия становится членом Конвенции о биологическом разнообразии.

К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.). В соответствии с Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј
670 "O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено
Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ — бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г представителями десяти стран.

На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.

Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.

Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью (более 1/3 территории России, или 700—800 млн га, том числе опорный стабилизирующий блок биосферы, - Сибирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.

Контрольные вопросы:

1. Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений?

2. Какие объекты окружающей природной среды относят к национальным и международным?

3. Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в XX веке - Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)?

4. Какова роль России в международном экологическом содружестве?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: