УК(П). Лекция 6. Система стандартизации России

Математико-статистические Да

Да

Систематический Да

комплексный

С помощью статистических методов анализа качества решаются задачи:

— определения точности и стабильности технологического процесса (без чего статистический контроль и статистическое регулирование невозможны);

— установления характера различия средних значений (случайного и неслучайного) одного и того же параметра качества изделий или его рассеяния, изготавливаемых в различных условиях производства (например, на различном оборудовании или в различные смены);

— оценки степени влияния (корреляции) двух или более факторов на показатели качества продукции;

— выявления факторов, существенно влияющих на изменение параметров качества, и факторов, которыми можно пренебречь;

— выявления изменения параметров качества во времени и характера (случайный или неслучайный) этого изменения и т.д.

Статистическое регулирование технологических процессов. Статистическое регулирование технологических процессов - это управление качеством продукции в процессе производства путем своевременного вмешательства в технологический процесс (настройка, изменение режима работы оборудования, корректировка и т. п.).

4. Сколько предприятий в России прошли сертификацию систем качества?

5. Какие методы управления являются научной основой современного технического контроля?

Дельфи

комплексного анализа

прогнозирования

балансовый

Научной основой современного технического контроля стали математико-статистические методы. Управление качеством продукции может обеспечиваться двумя методами:

посредством разбраковки изделий

путем повышения технологической точности

https://victor61058.narod.ru/part_4/4-2.html

Оценка за ответы на вопросы: 5 из 5 Ваша текущая оценка: 100.0 из 100

Часть 1 Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации. Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном официальном уровне, основная функция которых заключается в руководстве работами по стандартизации. Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), создавать технические регламенты. К функциям Госстандарта относятся: · выполнение роли заказчика разработки государственных стандартов, устанавливающих основополагающие и общетехнические требования, обязательные требования (требования безопасности продукции, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции); · рассмотрение и принятие государственных стандартов, а также др. нормативных документов межотраслевого значения (инструкций, методических указаний и пр.), обязательных для министерств и др. органов государственного управления; · обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы; · осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением обязательных требований государственных стандартов за состоянием и применением измерительной техники; · руководство работами по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации; · участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации и использованию их результатов; · издание и распространение государственных стандартов и др. нормативной документации, необходимой для информационного обеспечения работ по стандартизации; · повышение качества отечественной продукции и ее конкуренто­способности на мировом рынке; · нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда; · обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов. Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на опреде­ленных уровнях управления – государственном, региональном, отраслевом, предприятий (организаций). Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта РФ и технические комитеты по стандартизации создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной области наиболее высокий научно-технический потенциал. Введенная в действие с 1 января 1993 г. государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. Ею пре­дусмотрены демократизация процедур разработки стандартов и устра­нение монополизма в этой области. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции. ГСС регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов: ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения; ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов; ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий; ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения; ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов. Государственные стандарты Российской Федерации включают: · обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества, охрану окружа­ющей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии; · обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; · обязательные требования к контролю качества продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции; · параметрические ряды и типовое конструирование изделий; · основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизацию продукции; · положения, обеспечивающие техническое единство при разработ­ке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспе­чения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и дру­гие общетехнические правила и нормы. Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и националь­ными системами и обеспечивать: · защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры продукции, услуг и процессов, их безопасность для жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды; · повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства; · совместимость и взаимозаменяемость продукции; · содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшение экономических показателей производства; · создание нормативно-технической базы социально-экономических программ и крупных проектов; · устранение технических барьеров в производстве и торговле, конкурентоспособность продукции на мировом рынке и эффективное участие в международном разделении труда; · безопасность народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; · содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности. Правильное использование возможностей стандартизации на пред­приятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются: · снижение себестоимости производства стандартной продукции; · увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повы­шения его качества; · рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия; · уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности произ­водственного цикла и более интенсивного использования оборудова­ния при выпуске стандартной продукции. Основой государственной системы стандартизации является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации, имеющий четырехуровневую систему: I. Техническое законодательство – правовая основа ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг. II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации, представлены государственными стан­дартами РФ; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов РФ; государственными стандартами СССР (ГОСТ); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации. Ш. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ представлены стандартами, сфера применения которых ограниченна определенной отраслью народного хозяйства – отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности – стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., категория СТО впервые введена в 1992 г. IV.Стандарты предприятий и технические условия представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) – стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ). Таким образом, нормативные документы по стандартизации, дейст­вующие в Рос­сийской Федерации, подразделяются на следующие основные катего­рии: · государственные стандарты Российской Федерации – ГОСТ Р; · общероссийские классификаторы технико-экономической информации – ОКТЭИ; · межотраслевые стандарты РФ – ГОСТ; · отраслевые стандарты – ОСТ; · технические условия – ТУ; · стандарты предприятий и объединений предприятий – СТП; · стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО. Государственный и межотраслевой уровни обеспечиваются действием международных и государственных стандартов, разрабатываемых по всем стадиям жизненного цикла продукции. В них дается общая регламентация всех отраслей хозяйства страны по управлению качеством продукции: терминология по качеству, оценка качества, рекомендации по созданию систем управления качеством (стандарт серии ИСО 9004). Отраслевые стандарты – ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП (ЕСКД – единая система конструкторской документации, ЕСТД – единая система технологических документации, ЕСТПП – единая система технологической подготовки производства). Управление качеством в отрасли ведется по государственным стандартам и стандартам общих технических условий, а также по отраслевым стандартам ОСТам. На уровне предприятия стандартизация учитывает специфику производства: вид продукции, серийность, особенности технологических процессов и др. Эти нормы закрепляют в стандартах предприятий. Наиболее многочисленная группа среди нормативно-технических документов по стандартизации – технические условия (ТУ). ТУ – это нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс технической документации и требований на соответствующую продукцию. Они регламентируют взаимоотношения изготовителей и потребителей в вопросах о качестве изделий при их изготовлении, контроле, приёмке и поставки. ТУ разрабатываются на продукцию, на которую стандарты не устанавливаются. ТУ могут уточнять и детализировать требования стандартов. По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции. Если работы по стандартизации на конкретном предприятии не­посредственно направлены на повышение качества продукции, то зат­раты на их проведение первоначально выше ожидаемых результатов. Однако в дальнейшем на продукцию повышенного качества растет спрос потребителей и она может быть реализована по значительно большим ценам. Таким образом, рост объемов поступлений от продаж может компенсировать не только дополнительные затраты предприя­тия по улучшению качества, но и обеспечить в будущем более высо­кую прибыль по сравнению с той, которую давала продукция, выпус­кавшаяся ранее. Если проводимые на предприятии работы по стандартизации не меняют качество выпускаемой продукции, то затраты на их проведе­ние непосредственно перекрываются получаемой в рамках предприя­тия экономией сырья, материалов, времени, трудовых и финансовых ресурсов. Так, например, проведение работ по унификации сырья и матери­алов обеспечивает сокращение их типоразмеров в запасах предприя­тия, снижение уровня самих запасов, значительное сокращение необ­ходимых складских площадей, улучшение материально-технического снабжения, экономию оборотных средств, ускорение их оборачивае­мости и др., что в свою очередь положительно влияет на снижение издержек производства и обеспечивает рост прибыли предприятия. К основным задачам службы стандартизации предприятия в общем случае относятся: · ведение (хранение и актуализация) фонда нормативно-техничес­кой документации предприятия; · разработка технических условий на выпускаемую продукцию; · экспертиза и согласование проектов нормативно-технических до­кументов, поступающих на предприятие со стороны; · разработка необходимых стандартов предприятия. · Если служба стандартизации предприятия выполняет функции ба­зовой организации по стандартизации в своей подотрасли, то в круг ее первоочередных обязанностей входят также следующие: · разработка проектов стандартов на продукцию и методы ее ис­пытаний для своей подотрасли; · согласование проектов стандартов смежных отраслей; · экспертиза и согласование проектов технических условий, разра­ботанных предприятиями на продукцию, закрепленную за базовой организацией. Если служба стандартизации предприятия выполняет функции го­ловной организации по стандартизации в своей отрасли, то в перечень ее обязанностей входит также координация работ по стандартизации с дирек­тивными органами, Госстандартом России и его организациями, другими министерствами и ведомствами, соответствующими органи­зациями этой отрасли. Умелое использование возможностей стандартизации руководите­лями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для со­здания на них более эффективных систем управления качеством про­дукции.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: