double arrow

Мемуары, дневники, частная переписка п.п. 19в

Мемуары являются весьма важным источником. Их появление относится к периоду позднего феодализма, а широкое развитие мемуаристика получает в 19в. Мемуары-воспоминания и рассказы очевидцев и современников о различных событиях личной и общественной жизни можно разделить на воспоминания или собственно мемуары, автобиографии и дневники. Мемуары содержат значительное число фактов и деталей событий, свидетелем и участником которых был их автор. Особой формой мемуарной литературы являются дневники. Они отличаются большей достоверностью и точностью в воспроизведении событий и фактов, т.к. пишутся одновременно с описываемыми событиями. В литературном отношении дневники значительно уступают воспоминаниям и отличаются отрывочностью, сухостью, краткостью, наличием большого количества сокращений, намеков, а то и просто зашифрованностью.

Для 19в. характерно не только значительное увеличение числа мемуаров, но и не менее значительное изменение в их составе. Возрастает число и значение мемуаров чиновников – дворян среднего ранга и дворянской интеллигенции, появляются мемуары разночинцев и первые мемуары крестьян.

Типичными мемуарами того времени, принадлежащими чиновникам-дворянам охранительного мировоззрения, являются записки Ф.В.Вигеля и С.П.Жихарева. В них содержится богатый материал о быте, нравах, настроениях, духовной жизни столичного дворянства, о ряде интересных наблюдений и фактов, относящихся к политической и общественной жизни п.п. 19в.

Мемуары разночинцев, купцов, крестьян в п.п. 19в. представлены очень бледно. Большинство из них носит чисто бытовой, семейный характер. Крестьянские мемуары – это, как правило, небольшие рассказы о своей жизни, помещиках, о дворянском быте.

Частная переписка как исторический источник соприкасается в одном случае с публицистикой, в другом – с мемуарами, но имеет и ряд специфических, только ей присущих черт. Частную переписку как исторический источник можно разделить условно на 2 большие группы: на переписку, в центре которой стоят интимные вопросы, вопросы быта, личных и семейных отношений, и на переписку, в центре которой стоят вопросы общественно-политической и культурной жизни. К первой группе можно отнести переписку Герцена и Пушкина с их женами, Белинского с родителями, а ко второй – переписку Герцена и Огарева, братьев Тургеневых, Ломоносова.

Как источник переписка, подобно дневникам, отличается субъективностью, отрывочностью, передачей всякого рода слухов, непроверенных фактов, обилием личных и бытовых подробностей, намеков, значительная часть которых понятна лишь автору и адресату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: