double arrow

Задания для подготовки к практическому занятию. 1. «Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами мира; а политические и гражданские законы каждого народа должны быть


1. «Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами мира; а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума» («О духе законов»). Проанализируйте данное определение Шарля Монтескье.

Что, по его мнению, являлось источником права и законов? Как он соотносил законы по форме и содержанию со свойствами народов? Можно ли одни и те же законы применять у разных народов? Каким явлениям (природы и принципам) должны соответствовать законы?

2. «Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический». Дайте характеристику классификации форм правления в учении Ш. Монтескье. Проведите разграничение демократической и аристократической республик. Каковы, по мнению Монтескье, положительные и негативные стороны монархического правления? Чем монархия отличается от деспотии?

Какие факторы, по его мнению, влияют на формирование модели государства? Почему он считал, что «власть климата сильнее всех властей»?

3. Ш. Монтескье проводит различия между природой правления и его принципами: «Первая есть его особенный строй, а второй – человеческие страсти, которые двигают им». Охарактеризуйте данные понятия. Соотнесите формы правления и их принципы. Актуальна ли данная классификация в современных политических системах?




4. «В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть. Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» («О духе законов»). Раскройте концепцию политической свободы в учение Ш. Монтескье. Почему он считал, что политическая свобода может существовать только при умеренных правлениях?

5. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы сдерживать друг друга» («О духе законов»). Проанализируйте сущность теории разделения властей в учение Ш. Монтескье. В чём он видел опасность соединения законодательной и исполнительной, законодательной и судебной власти? На каких принципах должно строиться разделение властей?

6. «Судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости.

Таким образом, судебная власть, столь страшная для людей, не будет связана ни с известным положением, ни с известной профессией; она станет, так сказать. Невидимой и как бы несуществующей. Люди не имеют постоянно перед глазами судей и страшатся уже не судьи, а суда» («О духе законов»). Проанализируйте данное высказывание. Какую модель суда Ш. Монтескье считал идеальной и наиболее справедливой? Какими способами можно было этого добиться?



7. «Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительными законами. Нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собой» («О духе законов»). Раскройте классификацию законов, данную Ш. Монтескье. Что он считал источником положительного (человеческого) закона? Как соотносятся между собой международное и политическое право?

8. «Законам должна быть присуща известная чистота. Предназначенные для наказания людской злобы, они должны сами обладать совершенной непорочностью». Какие ещё требования предъявлял Ш.Монтескье к составлению законов?

Почему главным принципом законодательства он считал умеренность?

9. «Первый, кто огородив участок земли, придумал заявить «Это моё!» и нашел людей достаточно простодушными, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества» («Об общественном договоре»). Каковы, по мнению Ж-Ж. Руссо, были причины формирования государства? Почему догосударственное состояние он называл «золотым веком человечества»?

10. «…буду здесь рассматривать создание Политического организма как подлинный договор между народами и правителями, которых он себе выбирает, договор, по которому обе стороны обязуются соблюдать законы, в нем обусловленные и образующие связи их союза» («Об общественном договоре»). Как Руссо обосновывал сущность договорного происхождения государств? Какие факторы влияли на складывание той или иной модели государства? Что выступает источником различных видов правлений?



Проведите сравнительный анализ договорной теории формирования государства Руссо с другими воззрениями XVII – XVIII вв.

11. «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах. Иной считает себя повелителем других, а сам не перестает быть рабом в ещё большей степени, чем они». С чем связана, по мнению Ж-Ж. Руссо, такая социальная зависимость? Может ли быть человек полностью свободным в государстве? Каковы границы частной и политической свободы?

12. «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя. Это предполагает со стороны знатных людей умеренность в пользовании имуществом, а со стороны людей маленьких – умеренность в своей жадности и зависти» («Об общественном договоре»). Проанализируйте данное высказывание. Допускал ли Ж-Ж. Руссо социального равенства всех в государстве? Почему он считал неравенство главным бедствием человечества?

13. «Таким образом, я называю Республикой всякое государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им». Дайте характеристику классификации форм правлений в учение Ж-Ж. Руссо. Соотнесите их с классификациями древнегреческих мыслителей, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескье.

Какую форму правления Ж-Ж. Руссо считал более идеальной и почему?

Тема 5.Политические и правовые идеи

И. Канта, Г.Гегеля2 часа

1. Сочинения И. Канта, Г. Гегеля. Общая оценка его мировоззрения.

2. Этическое учение Канта. Понятие категорического императива. Соотношение права, морали, добродетели и нравственности.

3. Понятие праваи виды права в учение И. Канта. Гегелевское понимание права. Объективный дух. Абстрактное право, мораль и нравственность.

4. Происхождение государства в концепции Канта и Гегеля.

5. Принципы народного суверенитета, свободы и равенства в трактовке И. Канта.

6. Представления о форме правления. Разделение властей. Гражданское общество в учение Гегеля.

7. Кант и Гегель о войне, мире и международных отношениях.

8. Неокантианские теории права.







Сейчас читают про: