double arrow

Образы как мотив для символического изображения


Значение слова Образ по Ефремовой:

Образ - 1. Внешний вид, облик кого-л., чего-л. // Подобие кого-л., чего-л. // устар. Изображение.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЧАСТЬ 3. ОБРАЗЫ КАК МОТИВ ДЛЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Оглавление

Солнце

Птица

Земля

Треугольник

Ромб

Крест

Косой крест

Квадрат

Свастика

Звезда (3- ,4- ,5- ,6- ,7- ,8- ,9-конечная)

Древо жизни

Орел

При проектировании товарного знака нельзя обойти вниманием тот факт, что практически во всех без исключения странах мира в качестве мотива для символического изображения очень часто используются одни и те же образы, набор которых не так уж и велик. Пиктограммы с тысячелетней историей, которые встречаются на археологических памятниках древних цивилизаций Китая, Индии, Египта, Майя и т.д., в графически близкихформах - роднятся и по смыслу. Собственно, ничего удивительного в этом нет. Образы тех обьектов, предметов и явлений, свидетелями которых мы являемся ежедневно, отображаются и запоминаются в наиболее простой и доступной человеку форме.

СОЛНЦЕ

Древнейший астральный символ, известный абсолютному большинству человечества и являюшийся на протяжении существования цивилизации одним из любимых и почитаемых символических знаков. Имеется много данных о почитании солнца не просто как небесного тела, а как божественной сущности. Так в Древнем Риме постановления сената имели силу, лишь если они были вынесены, когда солнце находилось в небе. В цивилизациях Древнего Востока бог Солнца пользовался почитанием, а солнце обозначалосьтак, как оно представляется взору - в виде диска, который служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии.




Распространенным знаком был кружок с точкой в центре, каковой используется сегодня как международный символ солнца в астрономии и астрологии. Он фигурирует в иероглифах Египта и Древнего Китая. В мифологии древних греков солнце представлялось как глаз Зевса. Все это свидетельствует о семантической связи понятий "глаз-светило" и знака в виде кружка с точкой.

К древнейшим солнечным божествам Египта относятся Тум или Атум (божество заходящего солнца) и Хепри (божество восходящего солнца). Бог солнца Ра появился позднее. В "Текстах пирамид" Ра отождествляется с Гором (Hor, в греческой передаче Horos, в римской - Horus). Однако первоначально Гор не был солнечным божеством. Его обычный символ - изображение сокола; над головой птицы обозначали овал - знак неба. В начале 2 тыс. до х. э. Гор продолжал изображаться в виде птицы - сидящей или с распростертыми крыльями. В это время появилось и другое его изображение - условное, в виде крылатого диcка. Крылатый диск бывает расположен над "мировым деревом", символизируя небо, которое, согласно мифам, опирается на крону этого дерева. У друидов одним из священных символов было кольцо с крыльями.



Египтяне представляли себе божество заходящего солнца в обличье змея. В еврейской традиции Ра - имя "царя дождей". В древнерусской мифологии Род - прародитель людей.

Символом богини Неба был круг, да и солнце, персонифицировавшееся в эпоху неолита женским божеством, тоже круглое, а символом неолитического бога Земли был прямоугольник. Солнце считалось женщиной у австралийцев, малайцев, эскимосов, у некоторых племен Передней Азии - семитов - божество Солнца тоже было женским (лишь во 2 тыс. до х.э. у северных семитов оно превратилось в мужское).

По древней восточной традиции, воспринятой в Европе, воскресенье - день, посвященный Солнцу; древние славяне представляли себе олицетворение воскресенья в образе женщины и поклонялись в этот день изображению женщины. Этот факт тоже говорит о том, что в древнейшую эпоху божество Солнца считалось женским.

ПТИЦА

S-образная (или Z-образная) фигура может являться схематическим изображением птицы. В древнейшем, пиктографическом письме шумеров Z-образный знак означал "птица".



Рассмотрение примеров S-образного знака в эпоху неолита показывает, что этот знак в Юго-Восточной Европе обозначал тогда змею, а в Передней Азии - птицу. В эпоху бронзы, по мере того как характерное для неолита почитание бога Земли вытеснялось почитанием бога Солнца, значение S-образного знака как обозначения змеи уступало пониманию его как обозначения птицы.

S-образный знак, проставленный на солнце, в религии древних индоевропейцев обозначал птицу - мифическую огненную птицу, олицетворявшую светило. В эпоху же неолита эта композиция читалась иначе: диск с черточками по периметру - символ богини Неба, дарующей дождь, а S-образный знак - символ ее паредра, бога Земли, воплощенного в образе змея. Сочетание символов бога и богини выражает их брачный союз, следствием которого мыслилась жизнь природы, или является идеограммой представления о вселенной, состоящей из двух миров - небесного и земного.

В декоративном искусстве прошлых эпох и до настоящего времени фигура птицы - один из самых излюбленных мотивов. Среди инвентаря, обнаруживаемого в могильниках различных археологических культур, начиная с палеолита и до средних веков, находят амулеты в виде фигурок птиц.

Бессмертная огненная птица Феникс в античное время стала олицетворять солнце. В Ригведе лебедь - образ солнца. В древнерусской мифологии Леда (Лада)т - тоже лебедь. В древнеегипетском иероглифическом письме птица часто равнозначна светилу. В изделиях гальштатской культуры многочисленны сочетания фигурки птицы с диском или колесом, которые в то время (в начале 1 тыс. до х. э.) должны были символизировать солнце.

ЗЕМЛЯ

Предания Египта, Месопотамии, Индии, Греции, Карелии, Китая, Полинезии сохранили древний миф о сотворении мира: согласно этому сказанию, мир произошел от яйца, снесенного змеем, который обитал в первозданном океане. Яйцо раскололось пополам, одна его половина стала землей, другая - небом.

В древней мифологии разных народов змей - устойчивый образ представителя ~емли, земной толщи, в недрах которой находится воображаемый подземный мир - преисподняя. Поэтому один из ат рибутов весеннего языческого празднес тва, посвященного воскрешению духа произрастания, - яйцо, символ вмея, божества земли, считавшегося, совмес тно с богиней, родителем растительнос ти и вообще всего живого в мире. Цер ковь была вынуждена примириться с этим языческим обычаем и с 4 в. ввела ритуал освящения пасхальных яиц.

Поскольку яйцо разделилось благодаря действию змея, это нашло отражение в символике и орнаментике.яйцо (Форма которого преобразовалась в круг) могло быть разделено и знаком растения, се мантически связанным с образом божес тва земли. Наконец, поскольку змей представлял не только землю, но и воду, диск ("яйцо") мог быть пересечен знаком воды.

Композиция в виде диска, пересеченного символом змея, продолжала играть роль священной эмблемы в эпоху бронзы. У хеттов она служила иероглифом понятия "божество". Ф-образный символ, возникший в эпоху неолита, сохранял значение священного знака и в 1 тыс. до х.э. Этот символ, как и знак в виде разделенного надвое прямоугольника, тоже возникший в неолите, были в эпоху бронзы распространены от Западной и Восточной Европы до Ирана.







Сейчас читают про: