double arrow

Вопрос №26. Пути урегулирования социальных конфликтов на макроуровне

При урегулировании конфликтов часто важную роль играет посредник, третья сторона (нейтральная по отношению к противоборствующим сторонам) [А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов]. В качестве таких посредников могут выступать и психологи (особенно этнопсихологи и психологи, интересующиеся конфликтологией). Именно поэтому нам, как психологам, важно знать, с чем мы можем работать после завершения конфликта, так как в этот период довольно часто продолжают жить предубеждения, образ врага в форме социальной конкуренции. Так А.Г. Здравомыслов пишет, что в 90-е годы 24% русских респондентов (в возрасте старше 60 лет) еще соглашались с утверждением, что немцы-враги.

Существуют два уровня урегулирования конфликтов:

1) Макроуровень

2) Микроуровень.

На макроуровне выделяют три пути урегулирования конфликтов:

· Институциональный

Здесь роль психолога невелика, но необходимо представлять конкретные стратегии урегулирования конфликтов. Важное место отводится законам.

Пример: В Израиле действуют разные законы в отношении арабов и евреев, или русские жители Латвии не имеют право голосовать. Таким образом, неодинаково распределяются блага, что вносит изменения в социальную структуру и опять же может привести к конфликтам.

· Информационный

Для психологов этот путь больше открыт. Здесь важно учитывать, в каком виде подается информация (подача информации в СМИ), как она будет восприниматься. Необходим взаимный обмен информацией между группами.

На Западе существуют конфликтологические службы, которые повышают этнокультурную компетентность политиков, журналистов. Так в Нидерландах, где живет много разных национальностей, была разработана программа «Как хорошо, что мы разные».

· Путь переговоров

Этот путь в наибольшей степени требует работы психологов как посредников между двумя конфликтующими сторонами.

Пример. Осетино-ингушский проект (урегулирование на психологическом уровне). Проводилась работа со школьными психологами двух сторон сначала отдельно, а потом уже совместно по схеме «нейтральные темы – выявляются различия – выявляются сходства – все сводится к общим ценностям». По-моему, в этом проекте участвовала Т.Г. Стефаненко (она разрабатывала этнокультурный тренинг).

В этом вопросе не надо говорить о путях урегулирования на микроуровне, но на всякий случай кратко напишу:

1) Агрессия, фрустрация есть всегда (как универсальная характеристика конфликта), но Фрейд отмечает, что изменилось направление агрессии: с войны на спортивные соревнования.

Кроме того, изменение эмоциональных связей, достижение общности чувств (например, Олимпиада – на достижение общих результатов).

Лоренц: спорт – культурный метод борьбы + важность личного знакомства людей + идентификация (воодушевление людей единым идеалом).

2) Концепция авторитарной личности.

Воспитание личности: в США на смену сухости пришло более непосредственное воспитание.

3) Теория реального конфликта Шеррифа.

Перевод соперничества в кооперацию (нагрупповые цели: вытащить вагончик с едой).

4) Теория Тешфела.

Группа должна кооперироваться без ущерба для своей идентичности. Категория влияет сильнее, чем кооперация. Групповая идентичность должна быть шире (например, общероссийские ценности провозглашать)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: