Согласованность или «социетальный консенсус» - высокая степень единства представлений среди членов стереотипизирующей группы.
Кац и Брейли рассматривали в качестве стереотипов лишь те черты, которые приписывали той или иной этнической группе не менее 50% испытуемых.
Тешфел - социальные, в том числе этнические стереотипы – это представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей.
2 гипотезы – причины согласованности стереотипов:
1) гипотеза предубеждения – согласованность отражает единообразную предвзятость части индивидов
2) гипотеза невежества – согласованность вытекает из недостатка личных контактов со стереотипизируемой группой.
Потом гипотезы отбросили и решили, что у стереотипов нет согласованности, это не их свойство. Стереотипы размещены в голове индивидов, они должны изучаться как индивидуальные убеждения.
Есть др точка зрения: стереотипы и личные убеждения – могут частично совпадать, но это разные когнитивные структуры, каждая из которых представляет собой часть базы знаний индивида о своей и чужой группе (мнение Завалонни).
|
|
Если стереотипы не согласованны – нет смысла их изучать. Опасность стереотипов заключается в возможности схожих реакций на схожие стереотипы. «если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими убеждениями, негативный эффект был бы значительно ослаблен» (Stangor, Lange).
Сейчас: согласованность стереотипов объясняют исходя из теории самокатегоризации Тернера. К согласованности приводит выпуклость соц идентичности:
1) усиливая воспринимаемую гомогенность своей группы
2) обеспечивая ожидания взаимного согласия ее членов
3) способствуя активному достижению консенсуса благодаря взаимному влиянию.
Пример:
Высокая степень согласованности у американских студентов ПРинстона в начале 30х может быть объяснена тем, что все испытуемые были белыми и придерживались соц норм, господствующих в расистском американском обществе. К началу 50х – концу 60х общая идентичность белых подверглась эрозии, группа стала более гетерогенной, в частности разделилась на подгруппы расистов и нерасистов. В стереотипах афроамериканцев этих подгрупп могли наблюдаться существенные различия, что и сказалось на значительном снижении согласованности стереотипов всей выборки.