Проводился Музафером и Кэролин Шериф в лагере бойскаутов в Оклахоме. В ходе эксперимента Шериф представился 10-12 летним ребятам сторожем. Перед экспериментом с помощью тестов было отобрано 24 физически здоровых и психологически устойчивых мальчика. Далее их разделили на две группы по 12, так чтобы у ребят не было друзей в другой группе (хотя на 100% фактор межличностной дружбы устранить не удалось). В лагерь дети каждой группы добирались на отдельном автобусе, не догадываясь о существовании другой.
Схема эксперимента
Название этапа | Гипотеза этапа | Содержание | Результат |
Формирование группы In-group formation | Когда индивиды, не имеющие установившихся отношений друг с другом, объединяются в группу для участия в различных видах деятельности, то они создают групповую структуру с иерархическими статусами и ролями | Выбор названия группы, создание флага группы, совместное приготовление пищи, игры по поиску клада и т.д. | Сплоченность групп и групповая иерархия. |
Межгрупповой конфликт A Friction Phase | Когда две сформированных таким образом ин-группы вступают во взаимоотношения в условиях соревнования и фрустрации, то возникают враждебные действия и отношение к аут-группе, которые разделяются в различной степени всеми членами группы | Ребята, узнав о существовании другой группы, стали просить организовать како-л соревнование (постановку палаток, бейсбольный матч). Экспериментаторы пошли им навстречу, устроив соревнование, в котором каждый участник победившей команды получал ценные для бойскаута вещи, а проигравшей – ничего. | Со стороны обеих групп имели место вторжения в палатку соперников, попытки сжечь их флаг, оскорбительные высказывания в их адрес, отказ принимать пищу в одной с ними столовой. Мальчики из команды проигравших выкрали призы из палатки другой команды. |
Разрешение конфликта An Integration Phase | Для того, чтобы уменьшить между конфликт группами и создать единство необходимо достижение «Суперординатных целей» (Super-ordinate goals) Характеристика Super-ordinate goals: 1) Это цели, желанные для обеих групп 2) Это цели, недостижимые без взаимодействия с другой группой | Попытки просто сесть и поговорить заканчивались драками, тогда организаторы сымитировали проблемы с пресной водой и едой, угрожающие всем бойскаутам лагеря. Детям пришлось откупоривать цистерну с водой и выталкивать из грязи застрявший грузовик. В подтверждение межгруппового согласия бойскауты совместно выбрали фильм для просмотра, им даже пришлось за него платить по $3.50 от группы, что, возможно, расценивается американскими психологами в качестве истинного критерия чистоты намерений. | 1) Снизились враждебное отношение и поведение. 2) Увеличилось число друзей в аут-группе. В город мальчики возвращались согласно высказанному пожеланию на одном автобусе, где заняли места вне зависимости от их принадлежности к группе. |
Результат: теория реального конфликта.
|
|
Групповой конфликт, предрассудки и стереотипы являются результатом соперничества между группами за желаемые ресурсы.