Вопрос 30. Основные функции стереотипизации как механизма межгруппового восприятия

Стереотип – это социальное явление, которое заключается в приписывании некоторых качеств человеку или группе.

Стереотипизация – это психологический процесс, который является последствием категоризации, однако в отличие от категоризации он захватывает социальные объекты, а не физические.

Когнитивисты рассматривают стереотипизацию как рациональную форму познания и как частный случай более универсального процесса категоризации.

Однако, стереотипизацию нельзя отождествлять с категоризацией. Почему?

· Стереотипизация не абсолютно неизбежное последствие категоризации: мы можем идентифицировать индивида на основе «объективных» свойств – как члена категории, но не приписывать ему ни одного стереотипного качества. На пример: человека могут категоризовать как русского, так как он родился от русских родителей и живет в России, но воспринимать нетипичным, «нестереотипным» русским.

· Стереотипизация – последствие категоризации социальных объектов, которая отличается от категоризации объектов физического мира. Дело в том, что на стереотипизацию, как вы понимаете, воздействуют отношения между группами (т.е. те самые социальные объекты).

Социально-психологические функции стереотипизации:

1. межгрупповая дифференциация

- внутригрупповой фаворитизм (в большинстве случаев) (Шериф)

однако!

- внешнегрупповой фаворитизм:

Низкостатусные группы, прежде всего этнические меньшинства, могут признавать существующие статусные различия в обществе или соглашаться с относительно более низким положением относительно своей группы. Они склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы (т.е. на другие, более высокостатусные группы)

- не всегда есть мотив поддержания позитивной групповой идентичности. На пример в проведенном исследовании поляки не пытались поддержать положительную групповую идентичность, а важнее для них было просто отличиться от других, подтвердить, что они особые (на протяжении последних 200 лет полякам приходилось постоянно защищать свое культурное наследие и право на существование).

2. поддержание позитивной групповой идентичности

Позитивная этническая идентичность дает ощущение психологической безопасности и стабильности, в связи с чем, является естественным объектом сохранения или восстановления для человека. Для этого используется стратегия социального творчества, которая может принимать различные формы в зависимости от пересмотра критериев или объектов сравнения.

Это может быть поиск новых оснований для сравнения, где группы потерпевшие поражение в межгрупповом соревновании, находят положительные признаки в своих автостереотипах, и игнорируют недостатки. Примером такого поиска новых критериев для сравнения, может быть успех движения афроамериканцев под лозунгом «черное – это прекрасно» в 70-е годы, после чего, значительно повысилось формирование позитивной идентичности, даже у детей.

Еще одним вариантом этой стратегии может быть выбор для сравнения еще менее успешных или еще более слабых групп. Например, восточные немцы после воссоединения Германии, оказались на более низкой ступени в социальной иерархии, но свое предубеждение, акты протеста и агрессию они направляли не на органы власти, а на еще более низко-статусные группы вьетнамцев, турок и других гастарбайтеров, а так же на мигрантов из Восточной Европы.

Негативная идентичность формируется при неблагоприятном сравнении, принимая самоидентификацию вместе с негативной оценкой группы. Такая стратегия сопровождается ощущением неполноценности, ущемленности и стыда за представителей своего этноса. Как правило, такой тип идентичности развивается у стигматизированных групп, он не благоприятен для межгрупповых отношений, так как сопровождается обострением восприятия дискриминации и увеличением субъективной культурной дистанции с группой большинства: «Группа, находящаяся не в ладах с самой собой, не сможет нормально и счастливо сосуществовать с другими группами». Такой тип идентичности так же отрицательно влияет на личностный рост индивида. Дети, чья национальная принадлежность отличается от большинства, имеют низкую самооценку и проявляют недостаток уверенности. Однако индивид, может установить психологическую границу между группой и собой, и как мы уже упомянули ранее, считают, что негативные суждения относятся к остальным членам группы, а не к ним лично. Это один способ поддержания позитивного самоотношения. Другой такой способ, это выделение внутри этноса подгруппы, которой и приписываются более положительные характеристики, и пять же разделение на «мы» и «они». Например: «Мы, молодые французы, придерживающиеся левых политических взглядов» и «Они, французы, мелкие буржуа, консерваторы по натуре».

Самоотношение к негативно оцениваемой группе, приводит к амбивалентной идентичности, где происходит формирование «комплекса раздвоения личности», то есть чувство гордости в приватной среде и чувство унижения в публичной среде, которые были показаны на примере принадлежности к еврейству мигрантов из Израиля в России в 40-е годы.

Стереотипы могут выполнять и негативную роль при межличностном восприятии. Это происходит когда у человека есть стереотип о другой группе и он накладывает его на индивида из этой группы, что препятствует восприятию человека как индивида…он скорее воспринимается просто как член той группы со всем букетом стереотипных качеств L.




double arrow
Сейчас читают про: