Ты её немедленно

Ставь под ударение!

10. Правописание непроизносимых согласных.

В некоторых словах буквы Д Т В Л не произносятся, пишутся. Например: звёз д ный, мес т ный, здра в ствуй, со л нце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёз д ный – звез да,
мес т ный – мес то,
со л нце – со л нышко,
поз д но – опоз да ть, поз де н,
праз д ник – праз де н,
сер д це – сер де чко, сер де чный,
доблес т ный – доблес ть,
грус т ный – грус ть,
кос т ный – кос ть,
ус т ный – ус та,
окрес т ности – крес т,
мес т ность – мес то,
свис т нул – свис т, свис ти т
извес т ный – извес ти е, вес ти,
прелес т ный – прелес ти, прелес ть,
ярос т ный – ярос ть,
чес т ный – чес ть,
счас т ливый – счас ть е,

вес т ник – вес ти,
трос т ник – трос ть, трос ти,
капус т ный – капус та,
ненас т ный – ненас ть е,
радос т ный – радос ть,
час т ное – час ть, час ти,
гиган т ский – гиган т, гиган ты,
облас т ной – облас ть,

влас т ный – влас ть,
крепос т ной – крепос ть,
здра в ствуй – здра ви е, здоро вь е.

Но некоторые слова проверить нельзя. Их нужно запомнить: чу в ство, чу в ствовать, лес т ница

Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно:
чуде сн о, чуде сн ый – чуде се н, чуде са,
прекра сн о, прекра сн ый – прекра сен, кра са,
ужа сн о, ужа сн ый – ужа сен,
опа сн о, опа сн ый – опа сен,
напра сн о, напра сн ый – напра сен,
вку сн о, вку сн ый – вку сен,
интере сн о, интер есн ый – интере сен,
т есн о, те сн ый – те сен,
пре сн о, пре сн ый – пре сен,
небе сн ый – небе са,
пару сн ый – пару са,
согла сн ый – согла сен,
безгла сн ый – безгла сен,
бесслове сн ый – бесслове сен,
безобра зн о, безобра зн ый – безобра зен,
любе зн о, любе зн ый – любе зен,
желе зн о, желе зн ый – желе зо,
колхо зн ый – колхо зы,
серьё зн о, серьё зн ый – серьё зен,
алма зн ый – алма зы.

11. Состав слова.

1. Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.

                   
   
     
       
 
 


Например: лет ать, лёт чик, пере лёт, вз лёт ная (полоса), при лёт.

зим а, зим ушка, зим овать, зим овщик, пере зим овать.

Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова:

Например: лес

лес ной

лес ник

лес ничий

лес овичок – это родственные слова.

лес

лес а

лес ом

олес е

влес уэто форма одного и того же слова.

2. Окончание - изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

Например: читал (что?) книг у

рассказывал (о чём?) о книг е

восхищался (чем?) книг ой

 
 


3. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Например: берёза, берёз к а, берёз ов ая (роща)

Существительные имеют такие суффиксы как:


-ик- -ок- -ек- -ёк- -к- -ник-
-чк- -очк- -ечк-
-ушк- -юшк- -ышк-
-н- -ник- -ниц- -оньк- -еньк-
-чик- -щик-

4. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например: ходит, под ходит, пере ходит, за ходит.

                                           
                     


Приставки: о- об- обо- из- ис- рас- раз- от- ото- до- про-


под- подо- без- бес- на- над- с- за- в- при- пре-

5.Основу слова составляют:приставка, корень, суффикс.

Например: подснежники заморозки

12. Мягкий знак – показатель мягкости.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки.

13.Мягкий знак после шипящих.

В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.

Например: до чь пе чь мы шь ди чь но чь – ж.р.

гара ж сторо ж камы ш клю ч – м.р.

14.Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак показывает, чтосогласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с согласных Е Ё Ю Я.

           
 
   
     
 
 


Например: под ъ е зд с ъ ё мка об ъ я вление

15.Секреты речи.

1. Слова ах, ой, эй, ух, ого, эх, фу, о и другие называются междометиями, что означает «между словами».

Междометия служат для выражения различных чувств:

1) удовольствия, восхищения (ой, ах),

2) радости (ура),

3) удивления (о),

4) неодобрения (фи, фу, брр).

2. В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Фразеологические обороты делают нашу речь образной,выразительной.

Сел в калошу – оказаться в смешном положении;

Голова как решето – всё забыть;

Льёт как из ведра – сильный дождь, ливень;

Лететь стрелой – бежать очень быстро;

Навострить уши – быть внимательным;

Держать уши востро – быть внимательным;
Сидеть, сложа руки – ничего не делать;

Пропустить мимо ушей – быть невнимательным, рассеянным;

Ушки на макушке – быть внимательным и сосредоточенным;

Потерять голову – забыть что – то;

Вешать нос – расстроиться;

Зарубить на носу – запомнить;

Клевать носом - опустить голову очень низко;

Взять себя в руки – собраться с мыслями, сосредоточиться;

Проглотить язык - быть молчаливым;
Как в рот воды набрал -

Ходить гоголем - гордо;

Комар носа не подточит – сделать очень красиво, аккуратно;

Видно как на ладони – очень хорошо просматривается;

Рукой подать – близко;

Встретиться нос к носу - почти столкнуться друг с другом;

Водить за нос - обманывать;

Оставить с носом - обмануть;
Уши развесить -

Язык без костей – много говорить; говорить лишнее;

Найти общий язык - найти понимание друг с другом;

Говорить на разных языках – не понимать друг друга;

Язык хорошо подвешен – умение хорошо говорить;
Тянуть за язык – вынуждать что-то сказать;

Перескочить с пятого на десятое – перескочить с одного на другое;
Язык заплетается – не может говорить ясно;

Язык до Киева доведёт - спрашивая людей, можно попасть куда угодно;

Как корова языком слизала – что-то исчезло неизвестно куда;

Держать язык за зубами – молчать, когда это нужно;

Хлопать ушами - не слышать о чём говорят;
Ветер в спину – идти со спокойной душой
Работать, засучив рукава –
работать очень хорошо;
Не чуять под собой ног - бежать очень быстро;
Бросаться со всех ног -
Свалиться, как снег на голову –
появиться, когда никто не ждёт, неожиданно;
Морочить голову -
Заговаривать зубы -
Смотреть сквозь розовые очки -
Беречь, как зеницу ока
-
Идти в ногу – действовать вместе;
Гнаться за двумя зайцами -

На один зуб - очень мало;
С гулькин нос -
Из рук вон - очень плохо;
Медведь на ухо наступил – петь плохо, не разбирая нот
Прожужжать все уши – много говорить об одном и том же
Встать не с той ноги – быть в плохом настроении
Прикинулся овцой -
Опять двадцать пять
-

16.Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборовв начальных классах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow