double arrow

Ты её немедленно


Ставь под ударение!

10. Правописание непроизносимых согласных.

В некоторых словах буквы Д Т В Лне произносятся, пишутся. Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёздный – звезда,
местный – место,
солнце – солнышко,
поздно – опоздать, позден,
праздник – празден,
сердце – сердечко, сердечный,
доблестный – доблесть,
грустный – грусть,
костный – кость,
устный – уста,
окрестности – крест,
местность – место,
свистнул – свист, свистит
известный – известие, вести,
прелестный – прелести, прелесть,
яростный – ярость,
честный – честь,
счастливый – счастье,

вестник – вести,
тростник – трость, трости,
капустный – капуста,
ненастный – ненастье,
радостный – радость,
частное – часть, части,
гигантский – гигант, гиганты,
областной – область,

властный – власть,
крепостной – крепость,
здравствуй – здравие, здоровье.

Но некоторые слова проверить нельзя. Их нужно запомнить: чувство, чувствовать, лестница

Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно:
чудесно, чудесный – чудесен, чудеса,
прекрасно, прекрасный – прекрасен, краса,
ужасно, ужасный – ужасен,
опасно, опасный – опасен,
напрасно, напрасный – напрасен,
вкусно, вкусный – вкусен,
интересно, интересный – интересен,
тесно, тесный – тесен,
пресно, пресный – пресен,
небесный – небеса,
парусный – паруса,
согласный – согласен,
безгласный – безгласен,
бессловесный – бессловесен,
безобразно, безобразный – безобразен,
любезно, любезный – любезен,
железно, железный – железо,
колхозный – колхозы,
серьёзно, серьёзный – серьёзен,
алмазный – алмазы.




11. Состав слова.

1. Корень– это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.

                   
   
     
       
 
 


Например: летать, лётчик, перелёт, взлётная (полоса), прилёт.

зима, зимушка, зимовать, зимовщик, перезимовать.

Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова:

Например: лес

лесной

лесник

лесничий

лесовичок – это родственные слова.

лес

леса

лесом

олесе

влесуэто форма одного и того же слова.

2. Окончание - изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

Например: читал (что?) книгу

рассказывал (о чём?) о книге

восхищался (чем?) книгой

 
 


3. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.



Например: берёза, берёзка, берёзовая (роща)

Существительные имеют такие суффиксы как:


-ик- -ок- -ек- -ёк- -к- -ник-
-чк- -очк- -ечк-
-ушк- -юшк- -ышк-
-н- -ник- -ниц- -оньк- -еньк-
-чик- -щик-

4. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Например: ходит, подходит, переходит, заходит.

                                           
                     


Приставки: о- об- обо- из- ис- рас- раз- от- ото- до- про-


под- подо- без- бес- на- над- с- за- в- при- пре-

5.Основу слова составляют:приставка, корень, суффикс.

Например: подснежники заморозки

12. Мягкий знак – показатель мягкости.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки.

13.Мягкий знак после шипящих.

В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.



Например: дочь печь мышь дичь ночь – ж.р.

гараж сторож камыш ключ– м.р.

14.Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак показывает, чтосогласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с согласных Е Ё Ю Я.

           
 
   
     
 
 


Например: подъезд съёмка объявление

15.Секреты речи.

1.Слова ах, ой, эй, ух, ого, эх, фу, о и другие называются междометиями, что означает «между словами».

Междометия служат для выражения различных чувств:

1) удовольствия, восхищения (ой, ах),

2) радости (ура),

3) удивления (о),

4) неодобрения (фи, фу, брр).

2. В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Фразеологические обороты делают нашу речь образной,выразительной.

Сел в калошу – оказаться в смешном положении;

Голова как решето – всё забыть;

Льёт как из ведра – сильный дождь, ливень;

Лететь стрелой – бежать очень быстро;

Навострить уши – быть внимательным;

Держать уши востро – быть внимательным;
Сидеть, сложа руки – ничего не делать;

Пропустить мимо ушей – быть невнимательным, рассеянным;

Ушки на макушке – быть внимательным и сосредоточенным;

Потерять голову – забыть что – то;

Вешать нос – расстроиться;

Зарубить на носу – запомнить;

Клевать носом - опустить голову очень низко;

Взять себя в руки – собраться с мыслями, сосредоточиться;

Проглотить язык - быть молчаливым;
Как в рот воды набрал -

Ходить гоголем - гордо;

Комар носа не подточит – сделать очень красиво, аккуратно;

Видно как на ладони – очень хорошо просматривается;

Рукой подать – близко;

Встретиться нос к носу - почти столкнуться друг с другом;

Водить за нос - обманывать;

Оставить с носом - обмануть;
Уши развесить -

Язык без костей – много говорить; говорить лишнее;

Найти общий язык - найти понимание друг с другом;

Говорить на разных языках – не понимать друг друга;

Язык хорошо подвешен – умение хорошо говорить;
Тянуть за язык – вынуждать что-то сказать;

Перескочить с пятого на десятое – перескочить с одного на другое;
Язык заплетается – не может говорить ясно;

Язык до Киева доведёт - спрашивая людей, можно попасть куда угодно;

Как корова языком слизала – что-то исчезло неизвестно куда;

Держать язык за зубами – молчать, когда это нужно;

Хлопать ушами - не слышать о чём говорят;
Ветер в спину – идти со спокойной душой
Работать, засучив рукава –
работать очень хорошо;
Не чуять под собой ног - бежать очень быстро;
Бросаться со всех ног -
Свалиться, как снег на голову –
появиться, когда никто не ждёт, неожиданно;
Морочить голову -
Заговаривать зубы -
Смотреть сквозь розовые очки -
Беречь, как зеницу ока
-
Идти в ногу – действовать вместе;
Гнаться за двумя зайцами -

На один зуб - очень мало;
С гулькин нос -
Из рук вон - очень плохо;
Медведь на ухо наступил – петь плохо, не разбирая нот
Прожужжать все уши – много говорить об одном и том же
Встать не с той ноги – быть в плохом настроении
Прикинулся овцой -
Опять двадцать пять -

16.Памятка к проведению морфологического и синтаксического разборовв начальных классах.