Скидка за досрочный платёж

Бывают ситуации, когда должник изъявляет желание заплатить раньше установленного срока. В этом случае он хочет получить скидку от изначальной цены уплачиваемой в рассрочку. Является ли дозволенным делать подобную скидку за досрочный платёж? Данная ситуация известна в литературе поисламскому праву как (предоставление скидики и быстрое получение). Некоторые ранние правоведы считали подобное соглашение дозволенным, но большинство исламских правоведов, включая четыре общепризнанные школы исламского права не дозволяют этого, в случае если скидка изначально ставится условием досрочного погашения19.

Мнение тех учёных, которые дозволяют подобное соглашение основывается на хадисе в котором упоминается, что Абдулла ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, что когда иудеи из племени Бану Надир были изгнаны из Медины (за их тайный сговор), некоторые люди пришли к Достопочтенному Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказали: «Ты приказал изгнать их, однако некоторые из людей должны им». После чего Достопочтенный Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал им (иудеям, которые являлись кредиторами):

«

 
 

Предоставьте скидку и получите свои долги досрочно20.»

Большинство исламских правоведов, однако, не расценивают данный хадис в качестве достоверного. Даже имам аль-Байхакы, который привёл этот хадис в своей книге отчётливо признал что это слабое предание.

И даже если рассматривать этот хадис как достоверный, изгнание Бану Надир происходило во втором году после хиджры, когда ростовщичество (риба), всё ещё не было запрещено.

Более того, аль-Уакыди упоминает, что племя Бану Надир занималось предоставлением ростовщических долгов. Следовательно, соглашение дозволенное Достопочтенным Пророком, мир ему и благословение Аллаха, заключалось в том, что кредиторы отказывались от взимания ссудного процента и должники выплачивали лишь сумму первоначального долга, но досрочно. Аль-Уакыди приводит, что Салям ибн Аби Хукайк, иудей из племени Бану Надир, дал в долг восемьдесят динаров Усайду ибн Худайру, да будет доволен им Аллах, со сроком оплаты в один год и дополнительно 40 динаров. Таким образом Усайд, да будет доволен им Аллах, был должен вернуть 120 динаров по истечении одного года. После упомянутого выше соглашения, он оплатил сумму первоначального долга в 80 динаров, и Салям отказался от остальных денег21.

По этим причинам, большинство правоведов придерживаются мнения, что если досрочное погашение является условием предоставления скидки с долга, то это не дозволенно. Однако, если подобное не выдвигается условием при досрочном погашении, и кредитор предоставляет скидку добровольно по собственному желанию, то это является дозволенным.

Подобное мнение было принято Исламской Академией Фикха на её ежегодной сессии22.

Это означает что в операциях мурабаха, осуществляемых исламскими банками или финансовыми институтами, подобные скидки не могут быть обусловлены в договорах, и клиенты не могут предъявлять подобные требования в качестве своих прав. Однако, если банк или финансовый институт, предоставляет подобную скидку по собственной воле, это не возбраняется, особенно если клиент является нуждающимся человеком. Например, если бедный фермер купил трактор или сельскохозяйственное оборудование по модели мурабаха, банку следует предоставить ему подобную добровольную скидку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: