Основные ошибки допускаемые в мурабаха финансировании

После разъяснения концепции мурабаха и связанных с ней аспектов, будет уместным заострить внимание на некоторых основных ошибках совершаемых финансовыми институтами на практике.

1. Первой и наиболее грубой ошибкой является предполагать, что мурабаха это универсальный инструмент, который может использоваться в качестве аналога любого вида финансирования предлагаемого традиционными банками и НБФИ24. По причине этого ошибочного предположения, некоторые финансовые институты используют мурабаха для финансирования накладных расходов компании, как например выплата зарплат персоналу, оплата счетов за электричество и так далее, а так же покрытия своих долгов по отношению к другим сторонам. Эта практика абсолютно неприемлима, потому что мурабах может использоваться только в том случае, если клиент желает приобрести какой-либо товар. Если финансирование необходимо для каких-либо иных целей, мурабаха-финансирование неприменимо. В этом случае, могут быть использованы какие-либо другие формы финансирования, такие как мушарака, аренда и так далее, в зависимости от действительной потребности клиента.

2. В некотрых случаях клиенты заключают договор мурабаха только лишь с целью получить финансовые средства. И они изначально не предполагают использовать эти деньги для приобретения товаров. Им просто нужны финансовые средства для неопределённых целей, и они выполняют все требования прописанные в формальных документах, называя фиктивный товар. После получения денег, они тратят их на любые цели, которые захотят.

Очевидно, что подобная сделка является фиктивной и исламские финансисты должны быть очень осторожны в этом отношении. Их ответственностью является удостовериться в том, что клиент действительно намеревается купить товар, который может выступать в качестве объекта сделки мурабаха. Подобное заверение должно быть получено непосредственно у организации предоставляющей товар клиенту. После этого, все необходимые шаги должны быть сделаны для того, чтобы удостовериться что сделка является подлинной. Например:

а) Вместо того чтобы давать деньги клиенту, их необходимо передать непосредственно поставщику.

б) Если в действительности является необходимым вверить денежные средства клиенту для покупки товара от имени финансиста, его покупка должна быть засвидетельствована счётом-фактурой или аналогичными документами, которые он должен показать финансисту.

в) если не одно из перечисленных выше двух требований может быть выполнено, финансовый институт должен осуществить самостоятельную физическую проверку купленного товара.

исламский финансовый институт обязан каким бы то ни было образом удостовериться в том, что мурабаха является настоящей и подлинной продажей и не используется для целей камуфлирования ссудно-процентного долга.

3. В некоторых случаях продажа товара клиенту осуществляется до того момента как оно было приобретено у поставщика. Эта ошибка неизменно встречается в операциях, где все документы связанные с мурабаха подписываются в один момент, без учёта того факта, что мурабаха осуществляется в несколько стадий. Некоторые финансовые институты имеют лишь один договор необходимый для осуществления мурабаха, который подписывается в момент выплаты денег, или же, в других случаях, или в момент утверждения товара. Это полностью нарушает базовые принципы мурабаха. Как уже было разъяснено в данном разделе операция мурабаха используемая банками представляет из себя пакет различных контрактов, которые последовательно вступают в действие на различных этапах. Эти этапы были всесторонне рассмотрены ранее, когда разбиралась концепция мурабаха финансирования. Без принятия во внимания этих основных характеристик мурабаха финансирования, операция в целом рискует превратиться в ростовщический займ. Простая смена терминологии не операция дозволенной в шарите.

Представители шариатских советов в исламских банках, должны удостоверяться в процессе проверки их операций на соответствие Шариату, что все этапы должным образом исполнялись, и каждая операция осуществлялась в соответствии с положенным ей временем.

4. Международные товарные операции зачастую используются для целей управления ликвидностью. Некоторые исламские банки, полагая что данные операции, будучи основанными на реальных активах, могут с лёгкость воплощаться на базе мурабаха. В результате этого они начинают участвовать в этой сфере, совершенно упуская из виду, что значительная часть современных международных товарных операций не соответствует Шариату. Во многих случаях это фиктивные операции в которых не осуществляется никакой поставки товара, а стороны завершают свои отношения лишь оплатой разницы полученной в результате их торговли. В некоторых случаях участвуют реальные товары, однако торговля ими осуществляется на основе форвардных сделок и так называемых коротких продаж, что не дозволенно в Шариате. Даже если операции ограничены продажами с немедленной поставкой, они должны осуществляться на основе исламских принципов, посредством соблюдения всех условий мурабаха уже упомянутых в этой книге.

5. Некоторые финансовые институты осуществляют мурабаха в отношении товаров, которые уже были куплены их клиентами у третей стороны. Это одна из практик, которая никогда не дозволялась в Шариате. Если товар однажды был куплен клиентом самостоятельно, он не может покупаться повторно продавшим его поставщиком. Если он был куплен банком у клиента и затем продан ему же, это определяется как обратный выкуп, который не дозволен в Шариате, особенно в мурабаха. В действительности, если клиент уже купил товар, и ему необходимы финансовые средства со стороны банка, он либо хочет покрыть посредством них свои обязательства перед поставщиками, либо использовать их на какие-либо другие цели. В обоих случаях исламский банк не может финансировать его на основе мурабаха. Мурабаха может осуществляться только по товарам, ещё не купленным клиентами.

Выводы

Из представленного выше изучения различных аспектов мурабаха-финансирования, могут быть резюмированы следующие выводы:

1. Мурабаха не является по своей сути моделью финансирования. Эта простая продажа основанная на принципе «издержки плюс прибыль». Однако, добавив к ней принцип отсрочки платежа, она была разработана для использования в качестве модели финансирования, но только в тех случаях, когда клиент намеревается купить товар. Следовательно, мурабаха никогда не должна рассматриваться в качестве идеальной исламской модели финансирования или универсального инструмента для всех типов финансирования. Она должна восприниматься лишь как переходный этап к идеальной исламской системе финансирования основанной на мушарака и мудараба. Её использование должно быть ограничено областями, где мушарака и мурабаха не применимы.

2. Осуществляя мурабаха финансирование ответственный орган должен удостовериться, что клиент в действительности намерен купить товар, который может быть объектом сделки мурабаха. Это никогда не должно расцениваться как просто лишь бумажная работа не имеющая подлинной основы.

3. Мурабаха не может осуществляться для оплаты накладных расходов, счетов по коммунальным услугам или покрытия долгов клиента, так же как она не может осуществляться для покупки валюты.

4. Одним из главных условий для действительности мурабаха является то, что товар должен находиться в собственности и обладании финансиста, физическом или конструктивном, до того момента как он продаст его клиенту. В связи с этим должно существовать время в течении которого финансист несёт риски связанные с товаром. Без обладания правом собственности и принятием на себя риска связанного с товаром, хотя бы на короткое время, операция не является приемлемой с точки зрения Шариата и прибыль полученная посредством ней не является дозволенной (халяль).

5. Лучшим путём осуществления мурабаха является чтобы финансист самостоятельно купил товар напрямую у поставщика и после приёма его поставки, продал его клиенту на основе мурабаха. Использование клиента в качестве агента для покупки товара от имени финансиста приводит к тому, что подобная операция выглядит сомнительной. По этой причине некоторые шариатские советы запретили подобную практику, за исключением случаев когда непосредственная покупка вообще не возможна. Таким образом, использование покупателя в качестве агента должно избегаться настолько, насколько это возможно.

6. В случае действительной необходимости, финансист может назначить клиента в качестве агента для приобретения товара от своего имени, однако его различные роли (агента и конечного покупателя) должны отчётливо различаться. Будучи агентом, он, как доверенное лицо не отвечает за какой-либо ущерб произошедший в отношении товара (за исключением случаев проявления халатности и злого умысла). После приобретения товара в роли агента, покупатель должен уведомить финансиста о выполнении возложенных на него обязательств по приёму поставки приобретаемого товара, и теперь после этого сделать предложение по покупке его у финансиста. Когда финансист акцептует данное предложение, сделка будет рассматриваться как совершённая и риск связанный с имуществом перейдёт клиенту как покупателю. С этого момента он становится должником и наступают все последствия связанные с задолженностью. Это обязательные требования к мурабаха финансированию, которые никогда не должны игнорироваться. Описывая концепцию мурабаха как модель финансирования, мы выделили пять основных этапов при агентском соглашении. Любой и каждый из этих этапов обязателен к исполнению и пренебрежение любым из них делает неприемлемой операцию в целом.

Необходимо понимать, что мурабаха является своего рода пограничной операцией и любое небольшое отступление от предписанной процедуры вовлекает её в область запрещённого ростовщического финансирования. Следовательно эта операция должна осуществляться с должной осмотрительностью и не одно из требований Шариата в её отношении не должно восприниматься легкомысленно.

7. Две различные цены, устанавливаемые при единовременной оплате и отсрочке платежа дозволенны при условии, что один из этих вариантов однозначно выбран клиентом. Цена, будучи однажды установленной, никогда не может быть увеличена, в качестве вознаграждения за досрочную оплату, или уменьшена в качестве наказания за просрочку платежа.

8. Для того, чтобы заверить что покупатель будет рассчитываться своевременно, он может взять на себя обязательство, что в случае просрочки платежа, он будет выплачивать определённую сумму в благотворительный фонд поддерживаемый финансовым институтом. Эта сумма может определяться на основе ежегодного процентного исчисления, однако она однозначно должна быть потрачена исключительно на благотворительные цели и не при каких обстоятельствах не должна являться частью дохода финансового института. В случае досрочного погашения долга, клиент не может требовать никакой скидки со стороны финансового института. Однако, финансовый институт по собственному желанию может списать часть долга клиента, при условии что это не было поставлено условием в изначальном договоре.


Иджара

«Иджара» — это термин исламского фикха. Лексически он означает «предоставление чего-либо в аренду». В исламском праве термин «иджара» используется в двух различных случаях. В первом случае он означает, «нанимать услуги человека за плату предоставляемую ему в качестве компенсации за оказанные услуги». Наниматель именуется «мустаджир», в то время как наёмник именуется «аджир».

Следовательно, если лицо А нанимает лицо Б в качестве менеджера или клерка за ежемесячную плату, то лицо А является мустаджиром, а лицом Б является аджиром. Аналогично, если лицо А нанимает носильщика по доставке своего багажа в аэропорт, то лицо А в этом случае выступает в качестве мустаджира, в то время как лицо Б является аджиром, и в обоих случая отношения между сторонами называются иджара. Это вид иджара включает в себя любые виды операций при которых услуги какого-либо лица нанимаются другим лицом. Он может быть доктором, юристом, учителем, рабочим либо кем-то ещё, кто может оказывать какие-либо представляющие ценность услуги. Каждый из них может называться «аджиром» в соответствии с терминологией исламского права, а лицо которое нанимает соответствующие услуги будет называться «мустаджиром», в то время как плата причитающаяся аджиру будет называться «уджра».

Второй вид иджара относиться к узуфрукту активов или имущества, а не к услугам человека. В этом отношении «иджара» будет означать «передача узуфрукта определённого имущества другому лицу в обмен на аренду причитающуюся с него». В этом случае термин «иджара» аналогичен термину в английском языке под названием аренда. В этом случае арендодатель будет называться «муджиром», арендатор «мустаджиром», и рента выплачиваемая арендодателю будет называться «уджра».

Оба этих типа «иджара» были тщательно изложены в литературе по исламскому праву и каждый из них имеет свой собственный свод правил. Однако для целей данной книги второй вид иджара является более значимым, так он в основном используется как форма инвестирования, а так же как модель финансирования.

Правила иджара, в форме аренды, очень близки правилам продажи, так как в обоих случаях происходит передача чего-либо имеющего ценность другому лицу. Единственным отличием между иджара и продажей, с той лишь разницей, что в последнем случае вся совокупность имущественных прав передаётся покупателю, тогда как в случае иджара имущество остаётся в собственности передающего лица, и только её узуфрукт, то есть право использования, передаётся арендатору.

Следовательно, очевидным является что «иджара» не является моделью финансирования по своей сути. Это обычная форма деловой деятельности подобно продажам. Однако по некоторым причинам, и в особенности по причине некоторых налоговых преимуществ которые могут возникнуть, эта операция получила распространение так же и как модель финансирования в западных странах. Вместо предоставления простого ссудно-процентного долга, некоторые финансовые институты начали передавать оборудование в аренду своим клиентам. Устанавливая размер ренты за это оборудование, они расчитывают общие затраты которые были понесены на его приобретение и добавляют определённую процентную прибыль которую они могли бы получить от подобной суммы за арендный период. Общая сумма рассчитанная подобным образом делится на общее количество месяцев арендного периода, в результате чего определяется размер ежемесячных арендных платежей.

Вопрос того, может ли использоваться операция аренды в качестве модели финансирования в рамках Шариата, зависит от постановлений и условий договора. Как было сказано ранее, аренда является стандартной коммерческой операцией, а не моделью финансирования. Следовательно арендная операция должна регулироваться нормами Шариата определёнными в отношении иджара. Таким образом нам необходимо рассмотреть основные правила регулирующие аренду в исламском фикхе. После изучения этих правил мы будем способны понять в рамках каких условий иджара может использоваться как модель финансирования.

Хотя правила относящиеся к иджара очень многочислены, что для их полного рассмотрения требуется отдельный том, мы постараемся резюмировать в рамках данного раздела только те из них, которые необходимы для правильного понимания сущности данной операции и важны в целом с точки зрения современной экономической практики. Эти принципы записаны здесь в форме кратких тезисов, таким образом чтобы читатели могли использовать их для быстрого ознакомления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: