В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды этой
деятельности: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), делегированное правотворчество, локальное правотворчество. Некоторые ученые (Ю.А. Тихомиров, В.М. Сырых) выделяют договорное правотворчество, а также чрезвычайное.
Стадии правотворчества. Законодательный процесс(СМОТРИМ СВОИ СХЕМЫ!)
В литературе называют разное число стадий - от трех до шести - девяти. Так, в учебнике "ТГП" (авторы В. В. Лазарев и С.В. Липень. М., 1998) выделены три основные стадии: подготовка проекта нормативного правового акта; принятие акта (прохождение его в правотворческом органе); введение его в действие.
В.М. Сырых называет шесть стадий:
1. принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;
2. подготовка проекта нормативного правового акта;
3. рассмотрение его правотворческим органом;
4. обсуждение и согласование проекта с заинтересованными субъектами;
5. принятие акта;
6. опубликование акта.
ЮЛ. Тихомиров насчитывает девять стадий:
1. выявление потребности в правовой регламентации общественных отношений;
2. определение субъектов, правомочных принимать правовые решения, и вида нормативного
правового акта;
3. принятие решения о его подготовке;
4. разработка концепции акта;
5. подготовка проекта акта;
6. предварительное рассмотрение проекта акта;
7. общественное обсуждение проекта;
8. официальное рассмотрение проекта акта с соблюдением необходимых процедур;
9. принятие акта, его подписание, опубликование, вступление в силу.
В Конституции Российской Федерации законодательный процесс регулируется начиная со стадии осуществления законодательной инициативы.
Таким образом, выделяют следующие стадии законодательного процесса:
а) законодательной инициативы;
б) обсуждение законопроекта в Государственной Думе;
в) принятие закона;
г) промульгация и вступление закона в юридическую силу.