Салам как модель финансирования

Из предшествующего изложения становится очевидным, что салам был дозволен в Шариате с целью удовлетворения нужд фермеров и торговцев. Следовательно, по существу это в основном модель финансирования фермеров и торговцев. Эта модель финансирования может использоваться и современными банками и финансовыми институтами, в особенности для целей финансирования сельскохозяйственного сектора. Как было отмечено ранее, цена в договоре салам может быть установлена ниже, нежели при продаже товара с единовременной продажей. С этой точки зрения, разница между двумя этими ценами может являться правомерным доходом для банков и финансовых институтов. С целью обеспечения своевременной поставки товара продавцом, он может быть спрошен о предоставлении каких-либо гарантийных средств, таких как поручительство, залога или закладной[31]. Таким образом, в случае просрочки поставки товара, поручитель может быть спрошен поставить точно такой же товар, а в случае использования залога, покупатель/финансист может продать заложенное имущество и использовать деньги от его продажи для покупки необходимого товара на рынке, или же покрытия суммы предоставленных им денег.

Единственной проблемой в использовании контракта салам для банков и финансовых институтов может быть то, что вместо денег от своих клиентов они будут получать определённые товары. Обладая компетенциями прежде всего по работе с деньгами, банки и финансовые институты могут посчитать для себя чересчур обременительным получать различные товары от различных клиентов, а затем продавать их на рынке. Кроме того они не могут продавать эти товары, до того как они будут поставлены им, так как это запрещено в Шариате.

Однако когда речь идёт об исламских моделях финансирования, существует один основной аспект, который никогда не должен игнорироваться. Он заключается в том, что концепция финансового института, осуществляющего свою деятельность только на основе денежных операций, являются чуждой исламскому Шариату. Если подобные институты хотят зарабатывать дозволенную (халяль) прибыль, то они должны иметь дело с товарами тем или иным образом, так как в Шариате не дозволена прибыль получаемая посредством предоставления долгов. Следовательно, создание исламской экономики требует фундаментального изменения в подходе и мировоззрении на деятельность финансовых институтов. Они должны иметь специальную структуру для осуществления сделок по торговле товарами. Если подобная специальная структура будет учреждена в рамках финансового института, то не будет представлять больших трудностей осуществление покупки товаров посредством контракта салам и их единовременной продаже на рынке. Кроме того, существует два различных пути извлечения выгоды из контрактов салам.

Во-первых, после покупки товара посредством контракта салам, финансовый институт может продать его посредством параллельного контракта салам, заключаемого на ту же дату поставки товара. Период салам во втором (параллельном) контракте может быть более коротким, а цена может быть немного выше, нежели в первом контракте, и разница между двумя этими ценами будет являться прибылью финансового института. Таким образом это будет предполагать более короткий период контракта салам, более высокую цену на товар, и более высокую прибыль. Посредством этого финансовые институты могут осуществлять управление своим портфелем краткосрочных операций.

Во-вторых, если параллельный контракт салам не является осуществимым по той или иной причине, то товар может быть продан посредством обещания по покупке полученного заранее от третей стороны. Это обещание от потенциального покупателя должно быть односторонним. Будучи простым обещанием, а не настоящей продажей, оплата по нему не может осуществляться авансом. Следовательно, цена на товар может быть установлена только после того, как товар будет получен финансовым институтом, который будет продан третьей стороне по заранее оговорённой цене, в соответствии с условиями данного обещания.

Третья возможность, которую иногда предлагают, заключается в том, чтобы в момент поставки товар был продан обратно его изначальному продавцу по более высокой цене. Однако это предложение не соответствует требованиям Шариата. В Шариате никогда не являлось дозволенным, чтобы купленный товар продавался обратно продавцу, до того момента как он будет поставлен покупателю, а если это делается по более высокой цене, то это будет равносильно ростовщичеству (риба), которое полностью запрещено. Даже если товар продаваемый обратно изначальному продавцу и был поставлен покупателю, это не может ставиться предварительным условием первоначальной сделки. Следовательно, это предложение никак не может быть принято.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: