Прямая аренда

Другой концепцией получившей развитие в современном арендном бизнесе является так называемая прямая аренда. В соответствии с данной моделью арендатор сдаёт в субаренду арендованное им имуществу большому числу субарендаторов. Затем он приглашает к участию в своём бизнесе третьи лица, предоставляя им долю от поступаемых арендных платежей. За эту долю от поступаемых арендных платежей, субарендатор получает с них определённую сумму. Эта модель не соответствует принципам Шариата. Причина этого очевидна. Арендатор не является собственником арендованного имущества. Он имеет право пользоваться лишь его узуфруктом. Однако этот узуфрукт он передаёт субарендаторам посредством заключения соответствующего контракта с ними. После этого он не владеет вообще ничем, ни самим имуществом, ни его узуфруктом. Единственное что он имеет, так это право на получение арендных платежей. Однако он передаёт часть этого права другим лицам. Как уже было ранее разъяснено в деталях это право не может быть предметом торговли, так как это равносильно продаже причитающегося к оплате долга с дисконтом, что является одной из форм ростовщичества запрещённого Священным Кораном и Сунной. Следовательно, подобная модель не приемлема.

Таким образом были рассмотрены основные черты финансовой аренды, которые не соответствуют принципам Шариата. Используя аренду в качестве исламской модели финансирования, подобные нарушения должны избегаться.

Перечень всех возможных упущений которые могут иметь место в договоре аренды не ограничивается лишь тем, что было рассмотрено выше, однако были рассмотрены основные ошибки которые совершались в различных договорах. Так же были резюмированы основные принципы исламской аренды, которые должны полностью соблюдаться.


7. Салам и истисна'

Одним из основных условий для действительности продажи с точки зрения Шариата является чтобы товар (который намереваются продать) находился в физическом или конструктивном обладании продавца. Это условие включает в себя три основные составляющие:

Во-первых товар должен существовать, следовательно товар который не существует в момент продажи не может быть продан;

Во-вторых, продавец должен обладать собственностью на этот товар. Следовательно, если товар существует, но продавец не является его собственником, то он не может продавать его кому бы то ни было.

В-третьих, простого права собственности так же не достаточно. Товар должен находиться в обладании продавца, физическом или конструктивном. Если продавец имеет право собственности на товар, однако он ещё не принял его поставку, самостоятельно или посредством агента, то он не может продавать его.

Существует только два исключения в этом общем правиле с точки зрения Шариата. Одно из них это «салам», а другое - «истисна». Оба являются определённого вида продажами, и в рамках данного раздела сущность этих двух видов продажи и предел до которого они могут быть использованы для целей финансирования будет разъяснён.

Салам

Салам - это продажа посредством которой продавец берёт на себя обязательство по поставке определённого вида товара покупателю на будущую дату в обмен на немедленно уплаченный авансовый платёж.

В данном случае оплата осуществляется немедленно и единовременно, тогда как поставка приобретаемого товара отсрочена. В этом случае покупатель именуется «рабб-ас-салам», продавец «муслам-илаих», уплачиваемая цена «ра'с-уль-мал», а покупаемый товар «муслам-фих», однако с целью упрощения я буду использовать синонимы данных терминов.

Салам был одобрен Достопочтенным Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в случае соблюдения определённых условий. Основной целью данного вида продажи было удовлетворить нужды мелких фермеров, которые нуждались в деньгах для выращивания урожая и содержания семьи на период сельскохозяйственной страды. После запрета на ростовщичество (риба), они больше не могли использовать для этих целей ростовщические займы. Таким образом им было дозволено продавать продукты сельского хозяйства авансом.

Аналогично, торговцы Аравии экспортировали товары в различные места и импортировали что-то взамен на свою родную землю. Они нуждались в деньгах для ведения подобного рода бизнеса. Однако они не могли занимать деньги у ростовщиков после запрета на ростовщичество (риба). Таким образом им так же было дозволено продавать товары на основе авансовых платежей. После получения наличных денег, они могли с лёгкостью осуществлять описанный выше вид бизнеса.

Салам был полезен для продавца, так как он получал деньги авансом, и он так же был полезен для покупателя, так как в основном цена в рамках договора салам назначалась ниже, нежели при единовременной продаже. Дозволение салам было сделано исключением из общего правила, которое запрещает форвардные продажи, а следовательно, оно было ограничено некоторыми строгими условиями. Эти условия резюмированы ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: