Правоприменение: понятие, этапы и акты применения права

Правоприменение — сложная деятельность. Продолжаясь во времени, она проходит несколько стадий, на каждой из которых выполняются этапные задачи, последовательно ведущие к достижению единой цели — принятию индивидуально-властного решения, регулирующего жизненную ситуацию.

Стадии правоприменения - это относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на взаимообусловленное достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации.

Правоприменительный процесс можно условно поделить на три стадии:

§ установление фактической основы дела;

§ выбор и анализ юридической нормы;

§ вынесение и документальное оформление правоприменительного решения.

Правоприменение — сложная деятельность. Продолжаясь во времени, она проходит несколько стадий, на каждой из которых выполняются этапные задачи, последовательно ведущие к достижению единой цели — принятию индивидуально-властного решения, регулирующего жизненную ситуацию.

Стадии правоприменения - это относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на взаимообусловленное достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации.

Правоприменительный процесс можно условно поделить на три стадии:

§ установление фактической основы дела;

§ выбор и анализ юридической нормы;

§ вынесение и документальное оформление правоприменительного решения.

«Акт применения права является разновидностью понятия «акт управления» и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности».

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь.

Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

- по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.

- по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.

- в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

- Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

- Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

- по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные.

- Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).

- Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).

- в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);

- по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;

- в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;

- по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;

- по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными, письменными и конклюдентными;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: