Сущность рынка и его виды. Структура и инфраструктура рынка

Ры́нок — совокупность эк.отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями.

Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или иных административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Емкость рынка — это возможный объем реализации товара / услуги при определенном уровне цен. Показатель емкости рынка исчисляется в деньгах (рублях, долларах, евро, тугриках и т.д.) — т.е. это максимальная сумма, которую может получить продавец (продавцы) на данном рынке при неизменных обстоятельствах (объеме предложения, уровне спроса, ценах и т.д.).

Существует пять признаков рынка, отличающих рынок от других типов организации экономической деятельности. Во-первых, подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается. Во-вторых, поскольку на свободном рынке действует множество производителей товаров, постольку цена, назначаемая на эти товары, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. В-третьих, на рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. В-четвертых, поскольку рынок должен обеспечить в принципе равные шансы для всех участников, постольку признается право каждого на полную информированность о предложении и спросе, о ценах, прибыли, спецификации товаров и т.п. В-пятых, на свободном рынке исключаются какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие. 1. По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям: рынки благ и услуг; рынки средств производства; рынки научно-технических разработок; рынки ценных бумаг; рынки рабочей силы. 2. Рынки можно классифицировать по товарным группам: рынки товаров народного потребления; продовольственных товаров; рынки товаров производственного назначения; рынки сырья и материалов и т.д. 3. Образование рынков по пространственному признаку: местные, национальные, международные. 4. По степени ограничения конкуренции различают: конкурентный (Рынок чистой конкуренции. Данный рынок состоит из множества продавцов и покупателей схожего товара. Отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает сущ. влияния на уровень рыночных цен, т. е. запрос продавцам цены выше рыночной не приведёт к желаемому результату, поскольку покупатель обратится к другому и приобретёт товар по рыночной цене), монопольный(Рынок монополистической конкуренции. Включает множество продавцов, покупателей совершающих сделки по ценам в широком диапазоне. Товары могут отличаться качеством, эксплуатацион. св-вами. Покупатели, видя отличие в предложениях, готовы приобретать нужный товар по разным ценам. Рынок чистой монополии. Характерен наличием всего одного продавца), олигопольный рынки (Олигополистический рынок. Состоит из необходимого числа работников чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым условиям конкурентов. Товары могут иметь различия и быть схожими. Ограниченное количество продавцов обуславливается сложностью проникновения на рынок новых претендентов). 5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на: рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации; рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане; рынки государственных закупок. 6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные «теневые», «черные» и т.д.

Моно (от греч. mono) - один, единый, означает присутствие на рынке либо одного потребителя (покупателя), либо одного производителя (продавца).

Олиго (от греч. oligo) - несколько, означает присутствие на рынке нескольких продавцов или нескольких покупателей

Поли (от греч. poly) - много, означает присутствие на рынке большого (бесконечного, неизмеримого) количества продавцов или покупателей.

Полия (от греч. poliya) - продавать, продавец, характеризует наличие продавцов на рынке.

Псония (от греч. psoniya) - покупать, покупатель, характеризует наличие покупателей на рынке.

Соответственно, моно, олиго и поли являются приставками, а полия и псония - корнем терминов, характеризующих ту или иную структуру рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: