Предложение — это количество товаров, которое предлагается для реализации на рынке в определенный период времени. Объем предложения зависит от цены реализуемого товара (Р) и ряда других факторов; цен на ресурсы и другие товары (Р1, Р2..., Рn); количества и качества производственных мощностей, природных ресурсов, рабочей силы, то есть производственных факторов (R); состояния применяемых технологий (K); налогов и дотаций (TS); природно-климатических условий (С); других возможных факторов (n). Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения, имеющей следующий вид: Qs = f(P, P1, P2, …, Pn; R, K, TS, C, …, n).
Величина (объем) предложения зависит прежде всего от цены данного товара. Если все остальные факторы, влияющие на объем предложения, представить как неизменные, то эта зависимость приобретает вид функции предложения от цены и выражается следующей формулой: Qsx = f(Px).
С ростом цены величина предложения возрастает. Продавцы и покупатели преследуют свои цели: первые стремятся продать товар подороже, вторые — приобрести его подешевле. Та минимальная цена, по которой продавец все еще может продать свой товар, называется ценой предложения. Ниже этой цены он не может уступить товар, так как окажется в убытке — производство будет нерентабельным. Реальный объем продаж -результат своего рода компромисса между продавцами и покупателями. При прочих равных условиях между ценой товара и величиной предложения существует прямая связь. В этом заключается суть закона предложения.
|
|
Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются. Если интересы продавцов и покупателей совпадают, то возникает рыночное равновесие. Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке.
Ценовое равновесие рынка носит устойчивый характер, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен. Формула для определения точки безубыточности:
Безубыточный объем производства = постоянные издержки/(цена — переменные издержки)
Если предприятие выпускает широкую номенклатуру продукции, то используют расширенный вариант формулы безубыточности:
Точка безубыточности = Постоянные издержки / [(S x P)A+(S x P)B+(S x P)C+(S x P)D],
где S — процент общего объема продаж для каждого товара (A,B,C,D); Р — валовая прибыль.