double arrow

Предложение как экономическая категория. Функции предложения. Факторы, определяющие предложение. Эластичность предложения


Предложение — это количество това­ров, которое предлагается для реализации на рынке в определен­ный период времени. Объем предложения зависит от цены реализуемого товара (Р) и ряда других факторов; цен на ресурсы и другие товары (Р1, Р2 ..., Рn); количества и качества производ­ственных мощностей, природных ресурсов, рабочей силы, то есть производственных факторов (R); состояния применяемых технологий (K); налогов и дотаций (TS); природно-климатичес­ких условий (С); других возможных факторов (n). Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения, имеющей следующий вид: Qs = f(P, P1, P2, …, Pn; R, K, TS, C, …, n).

Величина (объем) предложения зависит прежде всего от цены данного товара. Если все осталь­ные факторы, влияющие на объем предложения, представить как неизменные, то эта зависимость приобретает вид функции предложения от цены и выражается следующей формулой: Qsx = f(Px).

С ростом цены величина предложения возрастает. Продавцы и покупатели преследуют свои цели: первые стремятся продать товар подороже, вторые — приобрести его по­дешевле. Та минимальная цена, по которой продавец все еще мо­жет продать свой товар, называется ценой предложения. Ниже этой цены он не может уступить товар, так как окажется в убытке — производство будет нерентабельным. Реальный объем продаж -результат своего рода компромисса между продавцами и покупа­телями. При прочих равных условиях между ценой товара и вели­чиной предложения существует прямая связь. В этом заключается суть закона предложения.




Рынок сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются. Если интересы продавцов и покупателей совпадают, то возникает рыночное равновесие. Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке.

Ценовое равновесие рынка носит устойчивый характер, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен. Формула для определения точки безубыточности:

Безубыточный объем производства = постоянные издержки/(цена — переменные издержки)

Если предприятие выпускает широкую номенклатуру продукции, то используют расширенный вариант формулы безубыточности:

Точка безубыточности = Постоянные издержки / [(S x P)A+(S x P)B+(S x P)C+(S x P)D],

где S — процент общего объема продаж для каждого товара (A,B,C,D); Р — валовая прибыль.







Сейчас читают про: