double arrow

Доходы и расходы государства. Бюджетный дефицит и способы его финансирования


Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

1. военные;

2. экономические;

3. на социальные цели;




4. на внешнеполитическую деятельность;

5. на содержание аппарата управления.

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами.
В условиях бюджетного дефицита предусмотрено применение следующих мер:
- при утверждении бюджета устанавливается предельный уровень (размер) его дефицита;
- при превышении уровня бюджетного дефицита вводится механизм секвестра расходов, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета (кроме защищенных статей) в течение оставшегося времени текущего финансового года (по защищенным статьям гарантируются производство расходов в полном объеме).
Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении бюджета соответствующим представительным органом власти. К ним относятся статьи, предусматривающиеся выплату заработной платы, пенсий, стипендий, расходы на аренду помещений, отопления, освещение и др.
- привлечение средств путем выпуска займов (государственных и местных) и использованием кредитов.
Государственные заимствования РФ - займы, кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. Гос. внешние заимствования выражены в иностранной валюте, внутренние в валюте РФ. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Дефицит субъекта на должен превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъектов РФ без учета финансовой помощи субъектов РФ. Местного не более 10 процентов дохода.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджет на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Источники финансирования дефицита федерального бюджета:
1) внутренние источники:
- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ
- государственный займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней
- постепления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности
2)внешние источники:
- государственные займы ,осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Для бюджета субъектов и местных бюджетов источники аналогичны, только выпуск ценных бумаг от имени соответствующего субъекта.





13. Макроэкономические характеристики реального сектора экономики и его экономические пропорции.

Под реальным сектором экономики понимается механизм преобразования ресурсов, факторов производства в конечный продукт в рамках определенной хозяйственной системы. В РСЭ ведущую роль играют пропорции как в сфере производства, так и в сфере занятости. На рынке же благ, как и на любом рынке, первостепенное значение имеет взаимодействие спроса и предложения на реальные блага.

Под факторами производства следует понимать: вещественный и личный фактор (марксистский подход), а также труд, землю, капитал и предпринимательские способности (маржиналистский подход).

Основным показателем работы реального сектора экономики выступает ВНП - рыночная совокупная стоимость конечных Т и У, созданных факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, не только внутри страны, но и за рубежом.

ВВП - макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость конечных Т и У, произведенных в стране за определенный период времени всеми производителями, независимо от того, находятся ли факторы производства в собственности граждан данной страны или являются собственностью иностранцев.

ВВП, как и ВНП, измеряется тремя способами:

1) по расходам (по конечному использованию): ВВП - С +I + G + Ex - Im, где С— потребительские расходы(кроме расходов на приобретение жилья);I —валовые частные внутренние инве­стиции; G — гос. закупки товаров и услуг (гос. расходы – трансферты).;

2) по доходам (по распределительному способу): суммируются все факторные доходы (з/п, премии, прибыль) + 2 компонента, не являющихся доходами: амортизация и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги – субсидии).

3) по добавленной стоимости: суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. ДС - приращение стоимости; разность между выручкой и затратами на ее производство и реализацию.

- ЧНП = ВНП – D (амортизация).

- НД = ЧНП – косвенные налоги + субсидии (метод расходов);

НД = ЗП + прибыль + рента + ссудные проценты (метод доходов).

- ЛД (личный доход) = НД - взносы населения на соц.страхование - налоги на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций.

- РД (располагаемый доход) = ЛД – прямые налоги + трансфертные платежи = потребление (С) = сбережения (S).

- Чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ) — показатель, характеризующий качество жизни населения. ЧЭБ = ВНП + товары и услуги теневой экономики (той ее части, которая не носит деструктивного характера), работа на дому, осуществляемая самостоятельно, увеличение времени на досуг - расходы на устранение последствий загрязнения окружающей среды.

- Национальное богатство (НБ) — совокупность материальных и нематериальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений (общественное богатство) и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов (естественное богатство), которыми располагает общество на определенный момент времени.

При преобразовании ресурсов в конечные продукты используются определенные производственные технологии. В формальном виде использование производственной технологии выражается так:

y = f (L, K)

y = Lα * K1-α

Предполагается, что при неизменном количестве использования одного фактора от использования другого фактора убывает.

Классический и кейнсианский подходы отличаются тем, что у классиков факторы производства взаимозаменяемы, а у кейнсианцев нет.

Наиболее часто в статистическом анализе применяются следующие виды общеэкономических пропорций:

I / ВНП – показатель инвестиционной квоты, или инвестиционной активности предприятий;

G / ВНП – соотношение между государственными расходами и ВНП (государственная квота). Показывает долю государственных расходов, или насколько активно государство участвует в экономике страны;

(Ex + Im) / ВНП – уровень открытости экономики (характеризует степень участия страны в международном разделении труда).

Во-вторых, выделяют пропорции, характеризующие структуру общественного разделения труда.

В-третьих, можно отметить пропорции, характеризующие изменения ВНП в краткосрочном периоде.

ВНП = I + C + G + Ex – Im

Предположим, что 1 элемент (I или C) возрастает. При этом ВНП возрастает на большую величину. Это обуславливается эффектом мультипликатора.

Для разъяснения эффекта мультипликатора рассмотрим инвестиционный мультипликатор. Предположим, инвестиции увеличились на 100 единиц и стали чьим-то доходом. Этот доход распадается на потребление (75 ед.) и сбережение (25 ед.). В свою очередь эти 75 ед. (потребление), будучи инвестированными, опять распадаются на 57 ед. и 18 ед. (потребление и сбережение соответственно). Данная цепочка продолжается до тех пор, пока эффект мультипликатора не затухнет.

Наконец, выделяются пропорции, отражающие изменение ВНП в долгосрочном периоде.

Одним из способов представления ВНП в долгосрочном периоде является разложение по Солоу:

Q (темп роста) = ΔY / Y = ΔA / A + α * ΔK / K + (1 - α) * ΔL / L, где

А – показатель НТП

Δ К / К – темп изменения капитального запаса

Δ L / L – темп изменения количества применяемой рабочей силы

Экономический рост можно разложить на факторы; α – вклад различных факторов в экономический рост.

Для анализа изменения пропорций в процессе производства используется такой показатель, как индекс структурных сдвигов и индекс сходства различных структур.

Индекс структурных сдвигов (с) = Σ (ai1 – ai2) для ai1 > ai2

ai1 – доля i-той отрасли в ВНП в период времени 1

ai2 – доля i-той отрасли в ВНП в период времени 2

Показатель индекса сходства различных структур:

S = 100% - c

Производственная функция с постоянными коэффициентами - производственная функция, в которой факторы произв-ва сочетаются в постоянном соотношении.

Агрегированная производственная функция - функциональная зависимость, связывающая реальный объем национального произв-ва с затратами используемых рес-ов. В 1928 г. американские экономисты Карл Кобб и Пауль Дуглас использовали для макроэк-го анализа следующую производственную функцию: Y=bKλNl-λ, где Y -объем совокупного производства; N - количество используемого труда; К - запас основного капитала. Функция показывает постоянные масштабы производства при сумме показателей степени равных ед-це. Функция явл-ся однородной и линейной.

Для учета растущей и убывающей производительности труда используется функция в форме: Y= bKбNj, показатели б и j выражают эластичность произв-ва по отн-ию к труду и капиталу. Доля труда и основного капитала в совокупн. продукте будет равна размерам их относит. эластичности.

В процессе формирования реального произв-ва складываются макроэкономические пропорции. Макроэкономические пропорции – соотн-ие м/д теми или иными взаимосвязанными макроэк-ми показателями.

Классификация пропорций:

1. По степени агрегированности: 1) общеэк-ие пропорции - между агрегатами, формируемыми без учета структуры общественного разделения труда (ВНП и НД, потреблением и накоплением, инвестиционным и потребительским спросом, м/д произв-вом инвестиционных и производственных товаров); 2) пропорции, отражающие стр-ру общественного разделения труда: а)межотраслевые, б) внутриотраслевые, в) межрегиональные, г)межгосударственные.

2. По воспроизводственной структуре: 1) пропорции объема средств производства и объема предметов потребления - характеристика натурально-вещественного состава; 2) пропорции между необходимым и прибавочным продуктом - характеристика между трудом и капиталом; 3) пропорции между функцией возмещения и накопления - характеристика стр-ры накоплений; 4) пропорции между функцией накопления и потребления в составе исп-ия национал. дохода - характеристика структуры распределения.

При макроэк-ом анализе произв-ва с точки зрения перспектив развития важное значение имеет не только воспроизводственная стр-ра, но и отраслевая стр-ра.

Отраслевая структура - система распределения производственных ресурсов по основным видам деятельности, отражающая долю отдельных отраслей в национальном доходе.

3. По временному лагу: пропорции, характеризующие изменение ВНП в краткосрочном периоде. Изменение связано прежде всего со структурными изменениями составляющих ВНП: y=C+l+G. Величина «у» может меняться в результате изменения поведения макроэкономических субъектов: , где - мультипликатор автономных расходов, который показывает насколько возрастет реальный ВНП при изменении автономных расходов на 1 единицу.

Динамический мультипликатор - учитывает время, проходящее м/д последовательными потребительскими расходами и отделяющие первоначальное инвестирование от конечного увеличения национального дохода.

В долгосрочном периоде рост реального ВВП предопределен темпами роста факторов, его составляющих. Обозначим темп роста реального ВВП (∆у/у) через g. Проделав некоторые алгебраические преобразования, получимразложение по Солоу:

(1) - технический прогресс, описываемый темпом роста общей производительности факторов ∆А/А. (2) - накопление капитала, чье участие в росте пропорционально доли дохода капитала в ВВП, обозначается коэффициентом α. (3) - рост трудовых ресурсов, который увеличивает объем выпуска пропорционально своей доле (1- α), в ВВП. (2) и (3) поддаются измерению, (1) измерить нельзя, но разложение по Солоу дает такую возможность.







Сейчас читают про: