Требования к оформлению дипломной работы базируются на следующих государственных стандартах:
ГОСТ 7.1-2003 – Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.12-93 – Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке.
ГОСТ 7.82-2001 – Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.
Общий объем дипломной работы должен составлять 60-80 страниц машинописного текста.
Дипломная работа должна быть распечатана с использованием принтера на одной стороне листа (формат А4) красителем черного цвета через полуторный интервал с использованием шрифта «Times New Roman», 14 кегль шрифта, количество знаков на странице – примерно 1800. При размещении текста на странице следует оставлять поля (левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм).
|
|
После распечатки рукописи текст работы должен быть тщательно проверен автором с целью устранения имеющихся ошибок и опечаток.
Допускается вписывание в текст работы от руки чернилами черного цвета отдельных слов, математических формул, специальных и транскрипционных знаков, букв редко применяемых алфавитов, а также букв и текстов на редко используемых языках.
Каждая структурная часть работы (введение, главы, заключение, список использованной литературы, приложения) должны начинаться с новой страницы.
Расстояния между названием и текстом параграфа, между заголовком главы и параграфа – 12 мм (24 пт), последней строчкой предыдущего параграфа и расположенным ниже заголовком – 16 мм (32 пт).
Интервал между строками должно быть одинаковым по всему тексту (полуторный).
Название глав и параграфов, указанных в «Содержании» работы, должны соответствовать их наименованию в тексте. Одновременно содержание названных частей дипломной работы должно соответствовать их названию.
Наименование глав и параграфов работы должны быть, по возможности, кратким. При их написании не допускаются сокращения и переносы используемых слов. Точка в конце заголовка не ставится. Если они состоят из двух предложений, то их следует разделять точкой. Название параграфа не должно быть последней строкой на странице, а новая страница не должна начинаться с так называемой «висячей» (т.е. короткой) строки.
Заголовки структурных частей работы (содержание, введение, названия глав, заключение, список использованной литературы, приложения) располагаются в середине строки без кавычек и печатаются жирными заглавными буквами.
|
|
Номер и название параграфа печатается с заглавной буквы строчным шрифтом, жирно. Выравнивается по ширине (начинается с красной строки).
При оформлении дипломных работ используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая список использованной литературы и приложения. Каждая страница работы нумеруется арабскими цифрами с использованием шрифта № 10. Титульный лист и Содержание, хотя и включаются в общую нумерацию (страницы 1 и 2, соответственно), однако номера страниц на них не ставятся. На остальных листах номер располагается внизу страницы справа, без точки.
В тексте выпускной квалификационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики) именуются в тексте рисунками. Они нумеруются в пределах каждой главы арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных между собой точкой. Например, подпись «Рис. 1.2» означает второй рисунок в первой главе. Каждый рисунок должен сопровождаться подписью, характеризующей его содержание. Она включает название рисунка и необходимые пояснения и размещается под рисунком в одну строку с его номером, выравнивается подпись по расположению рисунка.
Рисунки размещаются в работе сразу же за теми страницами, текст которых поясняется данным рисунком.
Числовые данные и лексические перечни оформляются в виде таблиц. Каждая такая таблица должна иметь заголовок, включающий расшифровку условных обозначений. Таблицы, как и рисунки, нумеруются в пределах главы. Номер таблицы и ее название указываются над таблицей. Номер таблицы выравнивается по правому краю. Заголовок таблицы выравнивается по центру таблицы, выделяется жирным шрифтом. Таблицы размещаются в тексте работы или на отдельных листах, включаемых в общую нумерацию страниц. Таблицы можно оформлять 12 кеглем шрифта. Примечания и сноски к таблице печатаются непосредственно под таблицей.
При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений, включаются в выпускную квалификационную работу со ссылкой на источник.
Точные ссылки на использованные источники являются обязательным требованием к любому научному исследованию и свидетельствуют о научной добросовестности, аккуратности и пунктуальности ее автора.
Цитаты (выдержки) из источников и литературы используются в тех случаях, когда свою мысль хотят подтвердить точной выдержкой по определенному вопросу. Цитаты должны быть текстуально точными и заключены в кавычки. Если в цитату берется часть текста, т.е. не с начала фразы или с пропусками внутри цитируемой части, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). В тексте необходимо указать источник приводимых цитат. Как правило, ссылки на источник делаются под чертой, внизу страницы (сноска). Если мысль из какого-нибудь источника излагается своими словами, то сноска должна иметь вид: «См.:» («смотри»), а затем выходные данные произведения или документа. Если на странице работы повторно дается ссылка на один и тот же источник, то сноска должна иметь вид: «Там же. С. ¼». Возле цитаты в строке ставится цифра, по которой под чертой определяется принадлежность цитаты. Цитаты можно приводить только по источнику, ссылка на который обязательна.
|
|
Если существует необходимость сослаться на это же издание на других страницах работы, то в сноске можно указать лишь фамилию и инициалы автора, а вместо названия работы написать «Фамилия и инициалы автора. Указ. соч.» («Указанное сочинение») с указанием цитируемой страницы.
Нумерация сносок постраничная. При оформлении сносок применятся одинарный междустрочный интервал.
Образцы оформления сносок:
_________________________
1 Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Курс лекций. – М., 2006. С. 215.
2 Там же. С. 217.
3 Атаманчук Г.В. Указ. соч. С. 268.
Можно использовать и другой вариант оформления, не прибегая к подстрочным сноскам. В этом случае достаточно указать в квадратных скобках порядковый номер источника в списке литературы и номер процитированной страницы. Например: [5, 236]. Так делается в случае дословного цитирования. Если же просто ссылаются на соответствующее место в источнике, то перед его номером ставится «См.:». Например: [См.: 11, 118].
Такой порядок оформления ссылок на литературные источники позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте.
Правила оформления библиографического списка отражены в Приложении 10.
Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Все приложения помещаются после списка использованной литературы и отделяются от него отдельной пронумерованной страницей, на которой заглавными буквами пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение …». Очередность их расположения должна соответствовать порядку ссылок на них в тексте.
При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать арабскими цифрами без знака № (например: Приложение 3). Если приложение размещается более чем на одном листе, подписывается и нумеруется каждый лист (Приложение 3 (продолжение)). Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки – (См. Приложение …). Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста.
|
|
В приложения нельзя включать список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться её основным текстом.
III. Порядок защиты дипломной работы
3.1. Подготовка и допуск дипломной работы к защите
Законченный вариант выпускной квалификационной (дипломной) работы подписывается студентом-выпускником и представляется руководителю. После просмотра и одобрения дипломной работы руководитель ее подписывает и вместе со своим письменным отзывом представляет заведующему кафедрой филиала или головного вуза для принятия решения о допуске к защите.
В своем отзыве руководитель характеризует дипломную работу (см. Приложение 8).
Заведующий кафедрой на основании отзыва принимает решение о допуске студента-выпускника к защите, делая соответствующую запись на титульном листе дипломной работы.
Если заведующий кафедрой сочтет невозможным допустить студента-выпускника к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры в присутствии руководителя и, при необходимости, студента-выпускника.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа, допущенная выпускающей кафедрой к защите, должна быть также направлена на рецензию (см. Приложение 9). Рецензия специалиста организации, в которой выполнена дипломная работа, приравнивается к внешней рецензии. Дипломная работа с заключением выпускающей кафедры, отзывом руководителя и рецензией направляется в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК) для защиты.
После завершения работы над текстом ВКР, студент-выпускник должен приступить к составлению текста выступления (доклада) и к подготовке наглядной информации для использования во время защиты. Доклад рекомендуется оформить как логически связанный текст объемом 2-3 страницы (заполненные обычным текстом шрифтом Times New Roman, размером 14, набранного с межстрочным интервалом 1,5). Чтение текста данного объема занимает в среднем 5-7 минут. Устное выступление на защите должно сопровождаться презентацией ВКР. Подготовка презентации обязательна. (См. Рекомендации к подготовке устного выступления (доклада) и презентации выпускной квалификационной работы). Помимо нее, по желанию можно выполнить схемы, таблицы, графики и другой иллюстративный материал.
Перед защитой в ГЭК выпускающая кафедра имеет право проводить предварительную защиту всех дипломных работ кафедры на расширенном заседании.
Предварительная защита проводится не позднее, чем за месяц до защиты в ГЭК. Замечания и дополнения, высказанные на предварительной защите, обязательно учитываются студентом-выпускником до представления работы в ГЭК.
3.2. Процедура защиты дипломной работы
Дипломные работы защищаются студентами на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии при участии в нем не менее 2/3 ее общего состава. Помимо членов комиссии на защите могут присутствовать руководитель и рецензент представляемой работы, а также все желающие.
Секретарь комиссии представляет выпускника, тему его работы членам ГЭК, зачитывает замечания из отзыва и рецензии. Затем в течение 7-10 минут (это примерно соответствует 4–5 страницам обычного текста, набранного с полуторным межстрочным интервалом, размер шрифта 14 пт) выпускник излагает основные результаты проведенного исследования. При этом должна быть обоснована актуальность дипломной работы, охарактеризованы научно-нормативная база, объект, предмет и методология проведенного исследования, сформулированы его цель и задачи. После этого излагаются полученные автором результаты, те выводы и предложения, к которым он пришел в итоге, дается оценка эффективности тех предложений, которые сформулированы автором (см. Приложение 11).
Для того чтобы выступление выпускника было позитивно воспринято и оценено комиссией, его следует тщательно подготовить совместно с руководителем. Большую часть доклада должны составлять конструктивные предложения по разрешению проблем, существующих в рамках избранной темы. Данные предложения должны быть хорошо аргументированы, их практическую значимость следует четко обосновать. Для большей наглядности и убедительности доклад может сопровождаться демонстрацией различного иллюстративного материала (схемы, таблицы, графики). Желательно также, чтобы свой доклад соискатель излагал свободно, без излишней привязки к тексту.
Члены ГЭК знакомятся с отзывом руководителя и рецензией.
После выступления студент-выпускник отвечает на вопросы членов комиссии, а также на замечания, содержащиеся в отзывах руководителя и рецензента.
После окончания публичной защиты ГЭК проводит свое закрытое заседание, на котором оцениваются ее результаты. Принятие решения по каждому из выпускников производится комиссией на основании ознакомления ее членов с оригиналом представленной работы, доклада ее автора в ходе защиты, отзыва руководителя и представленной рецензии. При этом комиссией учитываются глубина проведенного исследования, его теоретический уровень, значимость полученных результатов, обоснованность выводов и предложений, сформулированных автором, соответствие оформления дипломного исследования установленным стандартам, качество иллюстрационного материала, а также уровень общей подготовленности студента к выполнению своих профессиональных обязанностей. Решение по каждой работе принимается путем открытого голосования, на основе мнения большинства членов комиссии.
Выставленные оценки объявляются в день защиты дипломных работ после оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК.
3.3. Критерии оценки дипломной работы
В качестве критериев при оценке дипломных работ должны учитываться:
1) оценка рецензента;
2) уровень устного доклада и качество ответов на вопросы членов комиссии;
3) актуальность избранной темы и тех задач, которые стояли перед автором;
4) обоснованность результатов проведенного исследования и сформулированных по его итогам выводов и предложений, степень новизны полученных в ходе проведенного исследования результатов;
5) степень самостоятельности студента при написании работы;
6) практическая значимость полученных в ходе выполненного исследования результатов.
Обоснованность полученных результатов, а также выводов и предложений, содержащихся в работе, определяется с позиций их соответствия известным научным положениям и фактам, корректности методики проведенного исследования и иных соображений.
Новизна полученных результатов определяется как: 1) установление нового научного факта или подтверждение известного факта для новых условий; 2) получение сведений, приводящих к формулировке проверяемых гипотез, которые требуют дальнейшей проверки; 3) применение известных методик для решения новых задач; 4) введение в научный оборот новых данных; 5) обоснованное решение поставленной задачи.
Личный вклад студента в подготовку представленной работы определяется степенью его самостоятельности при выборе темы, постановке задач исследования, обработке и осмыслении полученных результатов, написании и оформлении рукописи.
Практическая значимость полученных в ходе написания дипломной работы результатов оценивается возможностью их использования в научно-исследовательской, правоприменительной и законотворческой деятельности.
Результаты защиты дипломной работы оцениваются государственной экзаменационной комиссией: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Данная оценка обжалованию не подлежит.
В протокол заседания ГЭК записываются тема выпускной квалификационной работы (дипломной работы), итоговая оценка, особые мнения членов комиссии (при их наличии). Секретарь заносит оценки также в ведомость. В зачетных книжках указывается тема ВКР и итоговая оценка, выставленная государственной экзаменационной комиссией. Председатель, члены экзаменационной комиссии и секретарь ставят свои подписи в протоколе, ведомости и в зачетных книжках.
Приложение 1
Образец титульного листа курсовой работы