Законы Хаммурапи: общая характеристика, регулирование имущественных и договорных отношений

Общая характеристика Законов Хамурапи. 1. Хамурапи – царь, правивший Вавилоном и объединенной Месопотамией (Вавилонией) в 1792-1750гг до н. э. При нем Вавилон достиг своего социально-экономического и политического расцвета.

2. Источники законов Хамурапи (ЗХ): царские «указы о восстановлении справедливости», судебники предшествующих царств и отдельных городов Месопотамии, судебная практика. ЗХ – один из выдающихся источников Древнего права.

3. Примитивность правовой техники: отсутствуют элементарные правовые понятия, не проводится различие между гражданскими и уголовным и делами, несистематизированный характер (сначала излагаются нормы уголовного и процессуального права, затем – земельного, торгового, затем опять – уголовного, а заканчивается текст бессистемным перечислением правил из большого числа различных областей общественной жизни).

Казуистический характер: аренда земли (в случае если арендатор не вырастил хлеб – отдать хлеб, в случае если поле не было обработано – обработать и отдать хлеб и т.п. Ст. 42-46), сделки займа между тамкаром и шамаллумом (если потерпит убыток, а деньги были даны беспроцентно – вернуть основную сумму, если деньги отнимет вор – свободен от ответственности и т.п. Ст. 102, 103, 106, 107), измена (жену застали с другим – бросить обоих в воду; муж обвинил, но не застали – клятва перед Богом. Ст. 129, 131), сделка аренды дома (ст. 78 конкретный случай, когда хозяин выселяет до истечения срока). Практически все статьи начинаются с «Если…», т.е. они описывали конкретные случаи.

Формализм и символичность: юрисдикции зависела от согласия сторон, т.е не было гарантий, что стороны вынесут спор на разрешение независимых органов и не будут выяснять отношения силой. Выяснение отношений путем применения боевых действий было обусловлено тем, что чрезвычайно трудно было привлечь обвиненного в преступлении к суду, заставить выступить свидетелей по делу. Не существовало гарантий и того, что вынесенное судебное решение будет исполнено и что стороны не прибегнут даже при его наличии к силовому разрешению спорного вопроса.

4. Принцип талиона(Ст. 230, 210, 195-200, за убийство детей – смерть детей убийцы, зуб за зуб, глаз – за глаз, кость – за кость и т.п.Действовал только для равных по статусу);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: