Древняя Индия.
Особенности древнеиндийской государственности.
· 2 цивилизации (в долине рек Инд и Ганг: Хараппская и арийская)
· Очень длинный Ведический период (Основан на Ведах; 13-5 века до н.э.)
· Нет места для исторической памяти, только для религиозно-этнической, мифологической (практически нет сведений о Древней Индии)
· создавалась в изоляции от местного населения
· Краткосрочность гос. образований (т.к. внутренние законы, основанные на Варнах, с успехом выполняли политико-административные функции). Самая продолжительная – империя Маурьев
· сильная религиозность (Веды, поиски себя,!уход от жизни)
· на этапе раннего государства: племенные органы => органы государственного управления (существовали и брахманские монархии, и кшатрийские республики)
· сильная первобытная община
· каждую империю основывали пришельцы
· влияние варно-кастовой системы (низкая мобильность, у каждой Варны свои обязательства перед государством: армии)
·
Организация империи Маурьев (4-2 века до н.э.).
Создатель Чандрагупта, расцвет цивилизации произошел при внуке Ашоке (268-231 г. До н.э.)
· В центре правитель- Раджа
· «Паришад»- совет сановников + ближайший круг советников вождя(тайный совет- Раджасабха а так же Сабха – собрание представит. Знати а также сельского и гродског населения).
· Ведомства которые делились на группы специализированных чиновников.
· территориальное устройство: провинции – царевичи. Управление территориями по принципу ведомств (по Васильеву), низшей единицей территариального управления считалась деревня община (грама)
· основа – буддизм (равенство групп => недовольство)
Васильев: ведомства, для управления которыми существовал специализированный штат чиновников, группы которых отвечали за свою сферу деятельности (на примере военного ведомства)
· Содержание аппарата управления за счет крестьян общинников(6 долю урожая в качестве ренты налога и многочисленных повинностей)
Крашенинникова: не было бюрократического аппарата чиновников. В полит. трактате Артхашастра есть подробный перечень «ведомств» и занятых в них «должностных лиц», но нет четкого разграничения полномочий между ними