Следует различать ТГП как науку и учебную дисциплину. Во-первых, ТГП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательней и полней соответствующая дисциплина. Во-вторых различны их цели задачи и субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методологических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний; цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система ТГП как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система ТГП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.
Система курса:
1. ТГП как наука
2. Происхождение государства и права
|
|
3. Понятие, функции государства
4. Государственная власть и механизм государства
5. Политическая система общества
6. Закономерности развития государства
7. Форма государства
8. ГО и государство
9. Правовое государство
10. Российское государство
№ | Критерий сопоставления | ТГП – наука | ТГП – учебная дисциплина |
1. | Отношение к реальным государству и праву | Непосредственно познает государство и право, первична. | Базируется на науке, вторична по отношению к науке. |
2. | Цели | Приращение, накопление, систематизация знаний о государстве и праве | Доведение до обучаемых добытых наукой и пробированных практикой знаний |
3. | Субъекты | Ученые исследователи | Педагоги-преподаватели, обучаемые (студенты). |
4. | Объективность | Обусловлена реальными государством и правом. Более объективна. | Обусловлена усмотрением составителей учебных планов, программ, личностью преподавателя. Более субъективна |
5. | Функции | Введение в юридическое образование Формирование абстрактного мышления Обеспечение общетеоретической базы для последующего обучения юриспруденции Формирование правового сознания и правовой культуры | Онтологическая Гносеологическая Эвристическая Прогностическая Методологическая Политическая Праксеологическая и другие |