Все подходы можно разделить на экзегедические и позитивные. Экзегетический подход исходит из наличия некритикуемой идеологии. Истины заимствуются готовыми, а не достигаются в ходе научного поиска. Видами экзегезы (заимствованной истины) являются:
1. Религиозные учения. Священные тексты являются основой построения доктрин канонического или мусульманского права.
2. Политико-философские учения. Марксизм как политико-философское учение служит фундаментом классового рассмотрения государства и права (государство и право есть результат разложения общества на антагонистические классы на основе возникновения частной собственности).
3. Труды авторитетных ученых, толкуемые их учениками и последователями. Примером являются школы глоссаторов и постглоссаторов в Западной Европе, которые комментировали труды римских юристов. В сущности, любая современная научная, в том числе юридическая школа, являет собой пример экзегетического подхода (например, позитивистская, нормативистская, естественно-правовая и другие школы).
|
|
4. Нормативно-правовые акты. Государственно-правовые понятия целиком заимствуются или выводятся из нормативно-правовых актов (законов или подзаконных актов – указов, постановлений и т.д.) путем логического анализа текста.
Позитивная методология предполагает познание посредством исследования реальных фактов государственно-правовой жизни общества. При этом путем логического анализа, абстрагирования выводятся теоретические суждения. Исходит из того что любое явление должно объективно подтверждено.