Общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе

Этапы развития первобытного общества(марксистская наука):

1)Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде.

2) Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии

Иные периодизации первобытного общества различают три периода - ранний, средний и поздний:

- ранний – это период становления первобытнообщинного строя (локальная группа охотников, собирателей, рыболовов);

- средний – период зрелости (родовая община)

- поздний – период распада первобытного общества (соседская община).

Для общественного устройства первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.

Род - это семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении.

Племя - это союз родовых общин, имеющий свою территорию, язык, общие религиозные и бытовые обряды.

Первобытное самоуправление: высший орган-общее собрание взрослых; выборные лица-старейшина, вождь, жрец.

Публичная власть-власть, которая распространяется на всех кто попадает в члены общества.

Потестарная власть. Её черты:

1)осуществляется самим обществом или выборными лицами.

2)не существует специального аппарата управления, на общественных началах, все члены общества участвуют в общественных работах.

3)опирается на общественное мнение, авторитет. Авторитет – качество или личностные заслуги в силу которых ему подчиняются все.

4)принуждение исходит из всего общества.

Социальные нормы при первобытнообщинном строе.

Социальные нормы при первобытнообщинном строе- это обычаи.

Обычаи - это правило поведения людей, сложившееся исторически, вошедшее в привычку, обеспеченное силой общественного мнения. Черты:

1)складывались в интересах всего общества.

2)нет разделения на права и обязанности.

3)реализуется в смлу привычки.

4)обеспечивается всем обществом.

5)основанием для обычая являлись религиозные основания..

Были также мононормы-правило поведения людей, соответствующее нерасчленённому общественному сознанию(нет деления на область морали, на область права).

Кашанина: мононормы – чушь, но если были то это нормы единые для всех.

Мальцев говорит что мононормы есть и сегодня: не убей, не укради (и нормы морали и права, религии одновременно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: