Экзаменационные ответы по истории Казахстана (по билетам)

1 билет

1. 4 июня 1992 года навсегда останется в истории и в памяти народа как день рождения государственного герба Республики Казахстан. Вообще широко применяемый сегодня термин "герб" происходит от немецкого слова "ербо". В переводе на казахский он означает понятие "танба" (тамга, знак). Впервые данный термин начал употребляться в древнем Тюркском Каганате (551-630 гг.)

Сегодняшний герб суверенного Казахстана является результатом огромного труда, творческих исканий двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. выиграть в этом соревновании было нелегко. Достаточно напомнить, что только в финальном конкурсе принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. А круг как самый близкий к этому совершенству элемент, особо ценится у кочевников. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете и уважении у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности.Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Мастерски, эффективно и красиво изображенный тундык - зенитное отверстие юрты, напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди - уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба, напоминают лучи солнца - источник жизни и тепла. Авторам удалось решить проблему изображения кереге - раздвижных решетчатых основ юрты. Крестообразные, тройные, кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов, которое обеспечивает его прочность. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Призывают все народы республики под общий шанырак, стремиться превратиться в крепкие мощные несущие конструкции нашего общего дома - Казахстана.Следующей составной частью композиционной структуры герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны - тулпары. Хотя изображение аргамаков в государственной символике имеет давнюю историю, тем не менее данный вариант авторов вызвал большие дискуссии и споры, прежде чем был принят. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. Он означает: бесстрашие льва, прозорливость сокола, физическую мощь и силу быка, быстроту, скорость и пластику лани, хитрость и находчивость лисы в борьбе против врагов. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна, золотых колосьев, т.е. признак труда, изобилия и материального благополучия. В центре герба находится пятиконечная звезда. В проекте там были расположены полумесяц и три маленькие звезды. по ходу обсуждения предлагались варианты восьмиконечной, семиконечной, пятиконечной звезд. Остановились на последнем. Наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.Остается отметить световую гамму нашего герба. В основном их две: золотистая и голубая. Первая соотвествует светлому, ясному будущему Наших народов. Голубое небо едино для всех народов мира. Его цвет в нашем гербе олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты. Голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре сегодня украшает административные здания в республике, развевается над зданиями посольств суверенного Казахстана в иностранных государствах, установлен возле здания Организации Объединенных Наций. Он ныне всеми воспринимается как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Его автор Шакен Ниязбеков. Этот наш новый символ является результатом его творческих исканий и самоотверженного труда.В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта комиссией были выдвинуты на обсуждение Верховного Совета Республики Казахстан.Главным элементом государственного флага является его цвет. Надо отдать должное настойчивости и целеустремленности автора, который с самого начала отказался от многоцветия и аляповатости и доказывал одноцветие флага как символ единства Казахстана. И вот в окончательном варианте определяется светло-голубой цвет. Прежде всего, светло-голубой цвет относится к числу тех цветов, который человечествомс давних времен широко используется как один из ярких, выразительных и приятных. Это не случайно. Ведь данный цвет преобладает в природе. Он является одним из семи священных цветов радуги. Цвет неба и воды.В международном плане к политике той страны, которая подняла символом своей государственности светло-голубой флаг, необходимо относиться с наибольшей доверительностью и пониманием. Таким образом, без примеси, чистый голубой цвет нашего флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства.Солнце - источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Человек не вечен. Приход в мир и уход человека из жизни измеряется временем. А время определяется для кочевника движением солнца. Восход и заход солнца, одно измерение - день. По закону геральдики, силуэт солнца является символом богатства и изобилия. Поэтому не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца в нашем флаге одновременно имеют форму зерна - основы изобилия и благополучия.В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел или беркут. Его изображение в гербах и флагах народов и этнических групп, населявших Казахстан, имеет давнюю традицию. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем, орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто пытается помешать в достижении будущего. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана в высоты мировой цивилизации.Еще одним элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент "кошкар-муйз - бараньи рога". Текст Государственного Гимна Республики Казахстан на русском языкеАвторы слов: Жумекен Нажимеденов, Нурсултан Назарбаев.

26.Политический кризис в Младшем жузе. В октябре 1797г царские власти утвердили на ханском престоле Младшего жуза престарелого султана Айшуака, не имевшего авторитета среди казахов. Сырым Датулы и другие родоправители отошли от политической деятельности. После этого Младший жуз начинает переживать острейший политический кризис, время безвластия. Съезды родоправителей перестали созываться, отсутствие авторитетных органов, способных регулировать межродовые отношения, решать распри, привело к обострению отношений между родами и аулами.Барымта, служившая раньше средством принуждения ответчика подчиниться суду биев, приобрела зловещий размах и превратилась в простые грабительские набеги с целью обогащения. Продолжались набеги уральских казаков и башкир, состоящих на русской службе.Старшины родов Младшего жуза собрались летом 1803 г. близ Оренбурга. Основной целью съезда было прекращение усобиц и взаимных грабежей, стабилизация внутриполитической жизни. На съезде было принято клятвенное соглашение - "Обет", в которое, под влиянием Айшуака, были включены следующие пункты: 1. Все спорные вопросы, возникающие между казахами и царской администрацией, должны быть переданы особому органу из двух русских чиновников, выбранных казахами. 2. Укрепление власти хана и установление вассальных отношений между султанами и родоправителями.. Распределение многочисленных бедняков, занимавшихся грабежами и набегами на богатые аулы и приграничную линию, между родами и обеспечение их работой.От пограничных властей авторы "Обета" требовали строго наказывать барымтачей из числа русских и башкир, под прикрытием карательных экспедиций, грабивших мирные казахские аулы. Кроме того, съезд просил заменить Оренбургского генерал-губернатора Бахметева другим. Авторы "Обета" не выдвигали никаких претензий России и фактически отдавали себя под власть пограничной администрации. Старшины и султаны, чувствовавшие за собой поддержку народа и не желавшие ставить себя в вассальное положение по отношению к хану, а значит, и к русским властям, отказались подписать "Обет".Постановления съезда 1803 г. так и не были проведены в жизнь, и хан Айшуак, не оправдавший надежды России, был смещен, а на его место назначен сын Айшуака - Жанторе.

51. Массовые репрессии. Последняя треть 30-х гг. ознаменовалось новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности "врагов народа" привели к физическому устранению почти всех сколько-нибудь влиятельных лидеров, могущих составить оппозицию правящему режиму, т.е. всех руководящих партийных и советских работников. В 1937-1938гг. в "национал-фашизме" и шпионаже были обвинены Т Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, О.Жандосов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, С.Сафарбеков, Т. Жургенов и многие др. Репрессированны были и виднейшие деятели культуры и науки - А. Бокейхан, А. Байтурсын, М. Дулатулы, Ж. и Х.Досмухаммедулы, М. Тынышбайулы, М. Жумабай, С. Сей-фуллин, И.Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж. Шанин, К. Кеменгеров и многие др. Обвинения, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности, их объявляли виновными в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-х - 30-х гг., связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над "врагами", однако большая часть их была осуждена т.н. "тройками" - внесудебными органами карательной машины НКВД. Территория Казахстана превратилась в огромный лагерь. Многие промышленные предприятия обеспечивались рабочей силой только за счет осужденных, их подневольного труда. Через лагеря Казахстана прошли сотни тысяч заключенных. В конце 30-х годов начинается процесс переселения в республику целых народов. Начался он с репрессий против корейцев, населявших районы Дальнего Востока. В августе 1937 г. "в целях пресечения проникновения японского шпионажа" 180 тыс. человек были депортированы из родных мест и расселены в Казахстане и Узбекистане. В ходе этой акции народ был лишен родины и обречен на трудности и лишения. Опыт, отработанный органами НКВД в 1937 г., был использован и позже. Так, накануне войны в Казахстан было депортировано 102 тыс. поляков из западных районов Украины и Белоруссии. Обустройством переселенцев занимался Отдел лагерей, трудопоселений и мест заключения НКВД КазССР, им запрещалось покидать новые места жительства, ограничивались и без того куцые гражданские права. Особенно большой размах процесс насильственного переселения принял уже позже, в годы войны. К концу 30-х годов благодаря открытым репрессиям тоталитарная система СССР стабилизировалась. Появилась послушная интеллигенция, целая армия верных режиму чиновников-управленцев, главным методом управления стал террор, коллегиальные принципы превратились в ширму, за которой скрывалась новая имперская система, в которой Казахстану вновь отводилась роль колонии.

2 билет

2 День вступления Конституции в силу - 5 сентября 1995 г.
(В этот день в газетах "Егемен Казакстан" и "Казахстанская правда" были опубликованы результаты референдума, на котором принята Конституция)

Конституция как основной закон страны отражает волю народа Казахстана, его стремление к утверждению страны «в качестве демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (Н. Назарбаев).Современная, вобравшая идеи и концепции конституций развитых демократий мира, Конституция Республики Казахстан закрепляет основные общечеловеческие и демократические ценности. Cтатьей 1 Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Статья 3 устанавливает, что единственным источником государственной власти является народ.Статья 6 провозглашает, что в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.Статья 7 устанавливает, что в Республике Казахстан государственным является казахский язык, но в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.Статья 12 провозглашает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми.Статья 13 провозглашает, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.Статья 14 устанавливает, что все равны перед законом и судом.Статья 15 провозглашает, что каждый имеет право на жизнь. Статья 20 гарантирует свободу слова и творчества и запрещает цензуру.Статья 22 провозглашает, что каждый имеет право на свободу совести.Статья 25 провозглашает неприкосновенность жилища.Статьями Конституции также закрепляются право каждого на свободу труда, право на отдых, охрану здоровья, бесплатное среднее образование. Статья 77 гарантирует независимость судебного корпуса Республики и верховенство судебных решенийПо словам Президента Республики Казахстан, «Конституция стала основанием нашей свободы. Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость… Мы учимся жить в демократическом обществе – а значит, ежедневно сами создаем демократию. …Наша Конституция дала нам главное – право выбора, ибо творить свою жизнь самим – ценнее любых сокровищ».Конституция Республики Казахстан Принятая 30 мая 1995 года на национальном референдуме Конституция Казахстана после изменений, внесенных в нее в 1998-м и 2007-м годах, насчитывает 9 разделов и 98 статей. Вобрав в себя лучшие идеи демократии, во главу угла она ставит человека с его правами и свободами. Являясь демократическим государством, Казахстан сегодня позиционируется как правовое, социальное государство. Сегодня Конституция Казахстана следует принципам демократии, и поэтому единственным источником власти установлен народ. Кроме того, Конституция Казахстана признает и государственную, и частную собственность, она гарантирует одинаковую защиту обеих. Государственным языком в стране признан казахский, однако Конституцией Казахстана официально разрешено использовать в органах власти и государственных организациях и русский язык. В Конституции Казахстана установлено, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, и каждый гражданин имеет право на защиту своих прав и свобод в любых судебных инстанциях, а перед законом и судом все предстают на равных условиях. Конституцией Казахстана запрещена цензура. Согласно Конституции, каждый гражданин Казахстана имеет право на жизнь, свободу слова, свободу творчества, а также на свободу вероисповедания, на труд и отдых, охрану здоровья, на бесплатное среднее образование и неприкосновенность жилища. Конституция Казахстана гарантирует независимость судебных органов и главенство их решений. По признанию Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Конституция Казахстана есть основание свободы. Так, Конституция дала народу в Казахстане самое главное – право выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: