Работа над аппаратом включает этапы

1. Определить целесообразность состава аппарата для данного издания.

2. Обосновать требования к содержанию и форме каждого элемента.

3. Подготовить предисловия, содержание, отличительные и др элементы.

4. Организовать подготовку не издательскими специалистами вступительной статьи, примечаний, комментариев, указателей и т.д.

5. Анализ и оценка подготовленных эл-в.

6. Комплексная доработка и редактирование аппарата.

ПОМНИ!

1. Качество аппарата в значительной степени влияет на уровень культуры издания. Отсутствие нужных элементов снижает эф-ть произв-я и делает неудобной работу с книгой.

2. Хорошо подготовленный аппарат иногда является самостоятельным текстовым комплексом, и ценность издания может быть именно в комментариях, вступительной статье, послесловии и др.

Недостатки в любом элементе аппарата очень заметны и всегда отрицательно отражаются на интересах читателя. Наиболее распространенные недостатки:

1. Нецелесообразная степень полноты аппарата. Отсутствие отдельных элементов, необходимых для работы с книгой.

2. Дублирование материалов в нескольких элементах аппарата (напр., одни и те же материалы повторяются или варьируются в аннотации, предисловии, вступительной статье).

3. Логические противоречия в сведениях, сопоставимых по содержанию в разных элементах аппарата. Напр., упоминание разных литературных источников в комментариях и библиографических списках. Противоположные оценочные выводы.

4. Фактические ошибки и неточности, идущие от авторского оригинала или появляющиеся при подготовке материала к печати.

5. Отсутствие единообразия в терминологии.

6. Просчеты, связанные с отражением содержания.

7. Многословие, излишняя распространенность высказываний.

8. Общие фразы, высказывания общего плана, не позволяющие конкретизировать смысл.

9. Стилистические и языковые погрешности и ошибки.

10. Неточности в элементах, устанавливающих связи между материалами аппарата и основным текстом (несоответствие страниц фрагментам произведения или названий).

11. Неточности в заголовках элементов аппарата (вместо предисловия написано «Слово к читателю», «К читателю», не уточняется, какой именно библиографический список предлагается читателю – рекомендательный, использованной литературы и др.).

Недостатки аппаратавызывают у читателя чувство досады и недоумения; сводят на нет практическую ценность аппарата.

Последствия такой неряшливой работы серьезные: читатель не получил нужных материалов; у читателя, увидевшего плохо подготовленный аппарат (напр., аннотация, кот не позволяет узнать новое о произведении по сравнению с библиографическим описанием), формируется отрицательное отношение к аппарату, чтению и книге в целом.

Аннотация. Задача — сжато охар-ть сод. и особен. книги, осн упор сделав на отличит. дост-ва произв., на черты тв-ва автора. Д. повлиять и на покупат. выбор. Печат. аннотацию м. на обороте тит. листа, на задней сторонке обложки, на клапане суперобложки. ГОСТ треб., чтобы анн. обязат-о сообщ: в повторно выпуск. кн. — как изменился состав авт. коллектива/заглавие (если это произошло); в томах многотомн. изд. (кроме перв.) — каким был год начала выпуска этого изд. (если он не указан на контртитуле в вых. данных, относящ. ко всему изд.); в переводных изд.— к лит-ре какой страны относится тв-во автора; в лит.-худ. изд. — лит. жанр произведения, к какому периоду относится тв-во автора, основная тема и пробл. произв, место и время изображаемых событий. Реферат кратко излагает сод., включая осн. положения, факт. сведения и выводы. Стандарты устанавл. стр-ру и осн. аспекты сод. реф. (тема, предмет и цель реферируемой работы, ее методология, рез-ты, области применения, выводы), треб. к тексту (лаконичность, простота построен. фраз, разъяснения новых и малораспр. терминов, налич. ключ. слов, только общеупотр. сокращ. и усл. обознач.). Ср. объем — 850 печ. знаков.

Оглавление и содержание. Огл. раскр. внутр. строен. произв. в его отдел. издании (на какие главы/др. рубрики оно делится)/только внутр. строение сборника (если в него вошли лишь заголовки разделов, в ктр произв. сборника сгруппир., без заглавий самих произв). Сод. раскр. состав кн. (какие произв. она сод.). 3 осн. зад.: справ.-поисков. – упрост. и убыстр. розыск осн. частей кн. (глав, разделов, статей, рассказов, примеч., прилож.); инфо-пояснит – дать чит. общ. представл. о темат. сод. кн., о стр-ре одного/ряда произв. (об освещаем. в кажд. темах и связях между ними), что важно для воспр. т-та, для выборочн. его изуч., а также чтобы помочь чит. быстро восстанов. в памяти прочитан.; рекл.-пропаг. – завлечь чит., усилить интерес к кн., выяв. желание прочит. ее.

Вспомог. указ-ли к сод. книги. Помог. чит. быстро разыскать внутри сплошн. т-та свед. об интерес. его лице, событии, теме, предм., произв. Ф-ции: 1) справ.-поисков. – позвол. быстро нах. в кн. свед. о предм., имени, событии; 2) справ.-ориентирующая – сообщ., о каких предм., лицах и т. д. м. найти инфо. в данной кн. Виды: а) предм. (предмет — это отражен. в слове/сл-соч. вещь, событие, факт, их св-ва, стороны, кач-ва); б) темат. (тема отлич. от предм. большей широтой охвата мат-ла); в) имен (лиц, персонажей, миф существ); г) названий (геогр, учрежд., раст., жив., заглавий изданий и пр-й); д) нетекстовых эл-тов кн. (ил., табл.); е) выделяемых эл-тов т-та (докум., цитат, аббревиатур, символов). М. различ. по: числу объектов поиска: однообъект. и смешан/единый; принц. располож рубрик: алфав., хронолог, нумерац; степ. детализац. объектов поиска: подробн., обобщен, кратк.; полноте представл объектов поиска: полные/многоаспектн. и одноаспектн. Указатель может быть простым или «глухим» — список ключевых слов, или сложным или аннотированным — когда для ключевых слов даются справки или объяснения. Треб.: макс. полнота отраж. сод. кн.; поисковость заголовков ук-ля; последоват. решений в построении ук-ля; точность адресн. ссылок; строг. соблюд. алфав. порядка; помещ. в нач. ук-ля предуведомл. для чит. с объясн принцип., по ктр составлен ук-ль.

Колонтитулы – справоч. строка над т-том стр (иногда сбоку и редко под), опр. сод. стр: какое произв какого автора на ней напечатано в сборнике; какой параграф какой главы — в моноиздании. Кроме постоян. (бесполезн.) колонтитулов сущ. перемен., кот различ. по: объекту на странице, кот служит основой для формулир. колонтитула (рубрикация - в основе лежит загол. подраздела, текст кот располож. на стр.; принцип смены одного кол-ла другим (прерывист - меняется только с началом нов. подраздела; скользящ - меняется с кажд нов стр/даже колонкой).

Списки и указ-ли ил. В концентрир. виде дают представл о составе и сод помещенн в кн изображ. Ф-ции: подготов-ориентирующая - знакомит предварит с составом, сод. и местом в кн. ил.; инфо-пояснит - оповещ о темах, сод и числе ил, сообщ справ свед о них; справ-поисков — помог чит быстро узнать, где, на какой странице помещ в кн нужн ил.

Предисл, вступ стат, послесл. Предисл. - предуведомл чит о том, что им надо принять во внимание, читая кн. Содержит мат-л о: знач. темы кн, особеностях содерж и формы произв./изд.; источнике; принцип отбора мат-ла; принцип. построен произв и кн, нерешен и неосвещ пробл и темах, отличиях от книг на ту же тему/близк. Предисл. нельзя путать с введением – вступительной частью произв. авт., где начин. раскрываться тема, т.е. не служебн., вспомогат. частью, как предисл., явл. частью аппар. кн. Вступит. стат. - самост. сочинение, в кот широко трактуется тв-во автора/издаваем. произв. как часть этого творчества. Послесл. По цели близко к вступ. ст.,отлич. тем, что помещ. за т-том кн.

Примеч. и коммент. – поясн./дополн. к осн т-ту, когда он м б не понят чит во всем объеме или м б понят превратно. Примеч – кратк. справка к слову (словам). Коммент – толков. т-та произв в целом, с как-л стороны (истор-лит, текстолог, издат)/его фрагментов. Если идут в одном ряду, то эту часть аппар. кн. наз.: «Прим. и коммент.». Быв. авт. и издат. По месту располож.: внутритекстовое (помещ. м/у строками осн. т-та, но выделен. из него шрифт. и заголовк. «Прим-е», «Прим-я»); подстрочн. (под осн. т-том, в низу полосы); зат-тов. (в конце кн./произв, после осн. т-та). Подстрочн. прим. часто наз. сноской. Но сноска - более широк. термин - любой служебн. т-т, помещен. в низу полосы, - библиогр. ссылка, перевод иноязычного т-та. Треб.: Т-т надо поясн. не общесправочно, а так, чтобы он был понят точно под угл. зр. конт-та. Факт точность. Полнота справки/толк-ия. Единство подхода к отбору и освещ т-тов отрывков. Необходим. поясн. в т-те классич произв. все места, кот соврем. чит. не м. понять только из конт-та.

Библиограф. аппарат.: а) библ ссылки – описок источников цитат, заимствований, упоминаемой и рекомендуемой лит-ры, диктуемых сод. т-та, как-л способом связ. с его фрагментами (знаками сносок/выносок, фамил. автора и годом издания); б) прикнижн. библ списки и ук-ли - темат отобран.описания источник., связан. с т-том. Задачи: справочная - дает возможность чит найти источн. цитат, заимств., обсуждаем. автором в т-те работы, информационная - знакомит чит с лит-рой на тему кн, реком ему лит-ру для углублен. изуч. темы, пробл, освещаем. в кн., отсыл. чит. к раб., где вопр. освещ. более полно и подробно, популярно/научно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: