Виды иллюстраций и их верстка. Оценка иллюстраций. Функции иллюстраций. Виды нумераций иллюстраций, подписи к иллюстрациям

Илл-ции нужно рассм. как своеобразный визуальный путь познания пр-я. Редактору необходимо понимать природу самих иллюстр, связь их с текстом. Иллюстрация выполняет познавательную, воспитательную, дополняющую, имитационную, разъясняющую и углубляющую содержание произведения функции. Илл-ции должны взаимодействовать между собой определённой последовательностью расположения, согласованностью, продуманностью динамики развития содержания. Следует выдержать единый стиль при создании серийного изд-я, когда подготовку иллюстраций к каждому тому серии выполняют разные художники. По характеру отражения реальной действительности илл. можно разделить на научно-познавательные – изобр-я, отражающие мир, научно, логически рассматриваемый автором, цель которых – научно познать его, и художественно-образные – созданные писателем, автором пр-я худ-й лит-ры, мир передается в них изобразит-ми худ-ми образами, помогающими читателю осваивать этот мир, воздействующими на его чувства. По степени близости к изображаемой действительности: фотография, рисунок, чертеж, схема, диаграмма, график. По происхождению и способу подготовки: заимствммммммованные (взятые из других изд-й) и оригинальные. По роли для читателя отдельную группу составляют документальные. По технике изображения: штриховые и полутоновые. По цвету: черно-белые и цветные. Вид завёрстки илл-ции на полосе зависит от формата илл-ции и от ф-та полосы. Выделяют открытую вёрстку (илл-ция устанавливается вверху или внизу полосы и соприкасается с текстом одной или двумя сторонами). Закрытая вёрстка, при которой илл-ция завёрстывается внутрь текста и соприкается с текстом двумя (завёрстка илл-ции вразрез) или тремя сторонами (завёрстка в оборку). Глухая вёрстка, при которой илл-ция закрыта текстом с четырёх сторон (двухсторонняя оборка). По расположению и месту на полосе: Илл. полосная – занимает всю полосу. Форматная - весь формат. Поперечная – расположенная верхом к наружному боковому полю на левой стороне разворота или к корешковому полю на правой стороне разворота, т.е. поперек строк основного текста. Распашная – с изображением, начинающемся на левой странице разворота и заканчивающаяся на правой, т.е. распахнутая на весь разворот. Оборочная.

В библиографическом описании сведения об илл-х – элемент области количественной характеристики, сообщающий о наличии илл-й, о том, где они размещены (внутри текста, на вклейках, накидках, приклейках), каково число листов с илл-ми, какие виды и жанры представлены.

Виды нумераций иллюстраций.

На рисунке используют следующие виды условных обозначений:

1. Арабские цифры. Ими обозначают детали изо, значения которых расшифровывают в экспликации подписи или в тексте.

2. Римские цифры. Ими обозначают части изделий.

3. Прописные буквы латинского алфавита. Ими обозначают точки геометрических фигур, узлы изделий, вершины углов.

4. Прописные буквы римского или латинского алфавита с арабскими цифрами. Ими обозначают элементы электрических схем. Число таких обозначений стараются уменьшить, используя стандартные графические обозначения.

5. Строчные буквы латинского и греческого алфавита. Первыми обозначают отрезки геометрических фигур, вторыми- углы на этих фигурах.

27. Подписи к иллюстрациям. Состав элементов подписи. Подписи без/с экспликацией.

Цифры, условные обозначения деталей изо, следует располагать:

1) за пределами самого изображения, соединяя их с деталями выносками-линиями

2) в схеме, определяемой конфигурации изображения и в порядке нарастания номеров

А) по горизонтали слева направо сверху или снизу вытянутого в длину изображения

Б) по вертикали сверху вниз, слева или справа вытянутого в высоту изо

В) по воображаемой окружности или овалу по направлению движения часовой стрелки

Следует, чтобы линии выноски были тонкими сплошными, не пересекались между собой, не были параллельными линиями штриховки на изо, не пересекали размерных выносных линий.

Подписи к рисункам нужны для того, чтобы можно было связывать текст с рисунками и делать на них краткие ссылки в тексте, когда рисунок требуется рассмотреть по ходу чтения и изучать рисунки от текста, самостоятельно.

В состав элементов подписи входят:

1. Условные обозначения рисунка

2. Его номер

3. Словесное определение темы рисунка

4. Экспликация- расшифровка условных обозначений на рисунке или пояснение необходимых деталей

5. Комментарий к рисункам, если он по какой-то причине неуместен в тексте.

Подписи без экспликации

1) приводятся к рисункам без обозначений деталей. Подпись к таким рисункам, даже если они состоят из нескольких изо, включают помимо номера и условные обозначения рисунка, только тему изображений, которая полностью ориентирует читателя в значении каждого изо.

2) к рисункам с обозначенными деталями с расшифровкой в тексте. Подпись включает только тему, а условные обозначения деталей поясняется в тексте. Это делается для того, когда рисунок изучают только на ходу чтения.

Подписи с экспликацией:

1) к рисункам с одни изо. Подпись с экспликацией, где расшифровывается обозначение деталей изо, применяется в двух случаях:

1. Когда в тексте обознач. на изо детали никак не поясняется, поскольку текст не содержит разбора изо и расчет делается на том, чтобы рис.был изучен отдельно от текста.

2. Когда в тексте обознач. на изо детали поясняется, но пояснение дублируется в экспликации подписи, так как расчет делается на то, что часть читателей будет изучать рисунок отдельно от текста.

2) К рисункам с несколькими изо, оьознач.словесно. В подписи вместо буквенного ли иного условного обозначения используют слова, определяющие положение каждого изо, что и позволяет читателю находить нужное на рисунке. Обычно это слова слева, справа, посредине, сверху, снизу.

3) к рисункам с несколькими изо, обознач.буквами или римскими цифрами. В экспликации расшифровыется только условные обознач.изо, чаще всего буквенные.

4) к рисункам с несколькими обозначениями изо и сквозной нумерацией деталей всех изо.

5) к рисункам с несколькими обознач. изо и раздельной нумерацией деталей на каждом из них. Экспликацию строят след образом: расшифровывают обозначение первого изо и его деталей, затем второго и его деталей, потом третьего и т.д.

Функцции иллюстраций: 1) познавательная (отражать признаки реального мира); 2) воспитательная (связь ил-ции с воспитательной идеей, помощь в расставлении акцентов, понимании сути описываемых событий, создание настроения при чтении); 3) эстетическая (реализуется художественным уровнем ил-ции, талантом художника, который должен проникнуть в мир детства); 4) дополняющая (ил-ция расширяет понимание текста, формирует дополнительные переживания, увеличивая эмоциональное воздействие произведения. Художник с помощью редактора должен интерпретировать текст).

Оценка иллюстраций редактором. Ред-ние илл-й следует начинать с принципиальной оценки необх-сти ее помещения в изд-е. Каждая илл-я д служить убедительным подтверждением авторской мысли, дополнять текст, помогать чит-лю яснее представить ход проц-са или действия какого-либо механизма. В идеале вопрос кол-ва ил-ций д решаться на подготовит-ом этапе, т.е. на стадии заключения авт-го договора. В совр-ой изд-ой практике, в авторском договоре указывается лишь общий объем произведения.

По вопросу соотнош-я текст-го и ил-го мат-ла раньше технич усл-я содержали след рекомендации, определ-щие отнош-е площади илл-ии к площади набора: для научн изд-й 4-30%; для производ.- практич изд-й 10-35%; для учебных 10-40%; для научно-попул 10-50%

Многие изд-ва ввели свои пропорции соотнош-я площаль текста и площадь илл-ии в изд-нии. На 1 авт. лист автор м представить в научн. изд-ях 5-8 илл-й, в произв.-практ. —8-10 илл, в учебн и научно-попул —8-12 илл. конечно, эти цифры тоже условны и могут считаться лишь как исходные.

Фактическое кол-во илл-й уточняется при ред-нии и опрел-ся числом объектов илл-ния в зависимости от темы и чит-го назначения изд-я.

Прежде всего, в илл-нии нужд. места текста, содерж инфо о новых предметах, зрительное представление о кот. сделало бы ее более полной. Через изо инфо-я восприн-ся в 15 раз быстрее, чем через текст.

Иногда автор приводит илл-и не потому, что они у него есть, а потому, что они нужны. Илл-и нагляднее, но при наличии у автора интерес-го мат-ла и более информат-го, илл-и и графики нужно исключать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: