double arrow

Лирика: особенности, жанры. Специфика редактирования

Лирика менее всех остальных родов и видов худ. лит. может быть подвержена каким-либо изменениям. Сама ее природа такова, что любое чужое прикосновение к тончайшей сфере душевных переживаний, воплощённых в стихотворных строчках, даже если это рука более талантливого автора, сразу же лишает произведение свое сути. Ведь лирика это такой род литературы, в котором важен не столько объект изображения, сколько субъект высказывания и его отношение к изображаемому. Поэтому правка, сделанная не самим автором, неминуемо произведёт подмену его собственных мыслей, чувств, настроений, внесёт фальшь.

В то же время роль редактора остается прежней – помочь автору донести до читателя своё сокровенное. Здесь редактору противопоказан такой приём редактирования как правка. Анализ, оценка, объяснение — вот то, что имеется в арсенале редактора при работе над поэтическим произведением. Даже совет или подсказка тут не подходят, т.к. это может послужить давлением на автора.

В поэзии существует своя поэтическая грамота. Если автор не владеет этой грамотой, если он к тому же не опытен, художественный уровень произведения будет вряд ли высокий. Для этого и необходим редактор – чтобы распознать талант и помочь ему в полной мере выразить себя. И конечно, сам редактор должен обладать необходимыми знаниями, владеть поэтической грамотой.

Особенности: Лирика есть словесное искусство, темой которого являются эмоции. Лирические Жанры в основном представлены стихотворными пр-ми небольшого размера, без фабулы. Лирическое описание всегда д. показывать, какие чувства вызывает в авторе описываемое. Эта особенность – лиризм. Можно сформулировать основные признаки лирического произведения: 1) отсутствие фабулы; 2) сочетание мотивов, вызывающих своей художественностью, чувство умственного удовлетворения. 3) передача каждого мотива таким образом, чтобы были ясны чувства автора по отношению к передаваемому.4) ритмический (стихотворный) язык; 5) небольшой размер.

Жанры: Ода — небольшое стихотворение, посвящённое важной теме, например, политическому событию. Ода использует приподнятый ораторский стиль. Переложенная на стихи торжественная речь.

Элегия — она обращается к темам глубоко личным, предполагающим уединенные, интимные переживания: любовь, созерцание природы, размышления над бренностью жизни и т.п.

Послание — лирическое рассуждение на избранную тему, изложенное в форме письма или обращения к какому-нибудь действительному или вымышленному лицу.

Сатирические жанры:

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, обычно с остротой на конце, откликающееся на злободневные события, часто политические, и адресованное какому-либо лицу, имеющему отношение к этим событиям.

Бурлеск – жанр комический, пародийной поэзии, в которой комический эффект достигается контрастом между темой и характером ее интерпретации: заведомо возвышенная тема получает тривиально-бытовую трактовку и излагается подчеркнуто «низким» стилем; либо «низкая» воплощается как высоким стилем.

Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

Лиро-эпические жанры:

Поэма – стихотворное произведение большого размера, сочетающее сюжетное построение с элементами лирики

Баллада — возникла в средние века как танцевальная фольклорная песня. Сейчас это остросюжетный стихотворный рассказ легендарного, героико-патриотического или исторического содержания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: